Мастер. Быть или не быть

Образы

Мастер. Быть или не быть

Душу вложишь — всё сможешь  (русская поговорка)

 

Во влажном зеленом июне мне буднично вручили диплом. Помню открываю его осторожно. И первое, что вижу — слово «мастер». Вообще-то написано было художник–мастер. Но «художник» неожиданно скрылся из вида оставив меня наедине с удивлением. Это я –то, мастер, вы ничего не перепутали? Фамилия моя, да, вижу. Да, это я отучилась на отделении ковроткачества пять лет вместе с подготовительными и защитила на прошлой неделе свой диплом. А сейчас стою в большом зале в окружении гипсовых атлетов и амазонок. Замечаю, как наши мольберты сложили в небрежную кучу, готовя аудитории к ремонту. Эх, чего я только не передумала вот за таким скрипучим мольбертом.

И что, я теперь… мастер?

 

 

Медленно проходит перед глазами целая галерея образов мастеров. Тех, которые создавая живописные шедевры, между делом еще проектировали усыпальницы и колокольни, а готовясь ко сну успевали придумать раствор для разбавления пигментов. Еще вспоминаю при слове «мастер» о зодчих белокаменной Руси, об авторах египетских скульптур и фаюмских портретов, о создателях пещер Аджанты и Эллоры.  Да кого я себе только не представляю, думая о мастерах. Ничего не могу поделать, почтение у меня перед этим словом.

Наконец встает передо мной отчетливо и ясно, как та раненая амазонка, у которой я так и не смогла изгиб закинутой за голову руки правильно изобразить. Встает понимание, что дали мне это слово сейчас взаймы. С намеком, что мол, есть тебе, детка, куда стремиться.

Давай, не робей, «мастер»…

 

 

Вы может скажете, что преувеличиваю, идеализирую. Ладно, для верности у Яндекса спрошу: — мастер это кто?

— Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло. (Википедия)

Вот! Ремесло можно освоить, техникой овладеть, опыт получить, на своих ошибках научиться, но обрести превосходное знание, достигнуть в своем деле высокого искусства, это вся жизнь, а может и не одна.

И речь сейчас не о тех, кто испокон века занимается потомственным ремеслом, например, индийские камнерезы или иранские ковроткачи. Они-то с молоком матери уже всё впитали.

Хотя нет, говорят, мастерами не рождаются. Ими становятся.

 

 

Мы живем в веке, когда серийное производство вещей оказалось до абсурда переразвито. Возможно, оттого множество людей из разных стран словно сговорились заниматься творчеством и производить штучные вещи. Создавать всё новые формы для выражения своих идей, брать друг у друга эти идеи, чтобы в итоге получилось нечто своё, ни на кого не похожее. Что-то постоянно мастерить, придумывать, всякий раз фантазируя и что-то добавляя.

Без числа тех, кто с успехом создают свои рукотворные вещи в качестве предметов интерьера, игрушек, сувениров, украшений, одежды, аксессуаров. Ремесленники, дизайнеры, художники, люди со специальным образованием и без него, творческие, одаренные, посредственные, все так или иначе стремятся к мастерству.

Можно ли назвать всех умельцев мастерами, не знаю…  Возможно, творческими экспериментаторами, открывателями, авторами.

Так все-таки, мастерство или авторство?

 

 

Республика Алтай, Усть-Коксинский район, Уймонская долина. Здесь живу большую часть своей сознательной жизни. Не считая тех лет, что уезжала получать образование. То самое, где мне дали взаймы волшебное слово «мастер».

И все-таки мастер — это ведь не только творец-изобретатель. Это еще умелый и даровитый домохозяин. Это человек твердо ощущающий опору земли и не забывающий о связи с небом.

Именно на Алтае я познакомилась с большинством творческих людей в своей жизни. Могу определенно сказать — мастеровых людей, рукодельников и в принципе разносторонне талантливых людей здесь море.

«У вас куда ни глянь, везде таланты, повсюду мастера»,- такие слова не раз приходилось слышать от гостей.

 

 

И это правда. Талантливых творческих людей можно встретить повсюду. В любой возрастной группе, во всяком  сообществе, в семейном кругу, в полном одиночестве. Что примечательно, творцы не разделены ни по какому признаку или категории, не зависят от национальности или вероисповедания. Есть они и среди приезжих, и среди местных. Их не меньше «там» и не больше «здесь».

Мастера — носители природной культуры, творческих способностей и замечательных человеческих качеств.

По сути, каждый может являться своего рода мастером Уймонской долины.

 

 

Вообще под Уймонской долиной порой подразумевается весь Усть-Коксинский район. Хотя сам район разумеется гораздо больше Уймонской долины. Долина, конечно, у нас эпическая и обширная, тут расположен районный центр и находится много сёл. Но творческие люди, живущие в других долинах нашего района, например, в Катандинской или Абайской, да и не только в долинах, всё равно зовутся мастерами Уймонской долины.

Долина – это скорее, как образ, средоточие, место встречи.

 

 

Хорошо, когда из окна видны горы, лес или река. Бескрайний источник вдохновения. Но у всего есть две стороны и обе значительные.

Жить в частном доме с печным отоплением, в горной сельской местности с резко континентальным климатом, экстремальным земледелием и успевать заниматься творчеством — это уже само по себе достижение.

Отсутствие обыденных для горожанина благ, которые созданы вроде как освобождать человеку время, в сельской жизни напротив, не позволяет расслабленно созерцать.

Повседневное напряжение становится нормой, а смена деятельности отдыхом.

Добывать приходится не только хлеб, но и мастерство…

 

 

Не редко балансируешь на грани творческого процесса и выживания. Это вырабатывает определенный склад и подход к работе. Тут главное, уметь сохранять силы для творчества. И не терять связь со своим внутренним естеством.

Частенько на хозяйственные хлопоты уходит большая часть светового дня. А световой день для творческого труда, край, как необходим.

Желание творить должно стать движущей силой. А внутренняя дисциплина естественной потребностью.

К примеру обычные повседневные сюжеты: писатель оставляет незаконченной работу, надо срочно переколоть машину дров. Художница тащит на тележке по морозу сорокалитровую флягу с водой. Музыкант отрывается от инструмента и вооружившись лопатой отправляется перекапывать огород. Ювелир подрабатывает сварщиком. Керамистка ставит в муфельную печь свои изящные изделия и отправляется полоскать белье в ледяной воде.

Дело мастера боится, поговорка с непростым смыслом.

 

 

Если спросите: неужели всё так сложно? — Да, в принципе, нет, не всё.

Большинство проводят в свои дома воду, кто-то обзавёлся техникой, кто-то станками и инструментами. Появляются возможности реализации своих вещей не только в короткий туристический сезон, но и через интернет.

Но вот идея объединения мастеров в ремесленные сообщества пока не особо работает. Или это семейное дело, или индивидуальное. Остальное довольно быстро распадается. Исключения составляют объединения, которые держаться на лидере, берущем на себя основную часть ответственности за реализацию творческого продукта. Или те, кто имеют материальную поддержку, не зависящую от продаж и короткого летнего сезона. Такие случаи скорее исключения.

Взаимоотношения авторов тоже дело не простое. Найти общий язык — вот где требуется настоящее мастерство.

 

 

Зато постепенно возникает новая тема – творческие объединения в интернет пространстве. Всё больше создается не только индивидуальных, но и совместных творческих групп. Многие встречаются на мастер-классах, делятся умениями и опытом, помогают друг другу в освоении различных рукоделий и техник.

Мастер класс, как одна из форм передачи опыта приносит хорошие результаты. И, конечно, творческие занятия с детьми – это целый кладезь прекрасных возможностей.

Называться мастером, конечно, приятно и почётно. Но вот являться им, на самом деле…  большая ответственность.

 

 

В прошлом широко практиковались у сибиряков «помочи». Под этим подразумевалось не только пожертвования, сбор вещей или какая-либо иная материальная поддержка, но и обучение ребятишек в ремесленных мастерских.

В задачи входило передать основы мастерства. Такая тема нисколько не теряет актуальности и сегодня.

Мастерство расцветает там, где в нём есть потребность. И где оно воспитывается с малых лет.

 

 

Снова возвращаюсь к своей учёбе в МХУПИ (бывший им. Калинина, ныне филиал академии им. Строганова). На теоретических предметах, помимо истории искусств, мы проходили историю становления и развития традиционных промыслов и ремесел в России. Это предмет у нас вёл заслуженный педагог, автор ряда исследований о наиболее известных в нашей стране центрах народных промыслов и декоративно-прикладного искусства П.И. Уткин.

Он не раз повторял: «Если, по мере своего развития, промысел или ремесло повышает свой эстетический уровень, и вещи приобретают всё большую художественную ценность, то такое ремесло уже называется прикладным искусством. А где возникает прикладное искусство, там появляется всё больше подлинных мастеров».

 

 

Вспоминается притча о двух лягушках, угодивших в кувшин с молоком. Та, которая сопротивлялась и билась из последних сил, в конце концов спахтала из молока плотное масло и выпрыгнула из кувшина.

Аналогия проста. Если не пахтать молоко своих потенциальных возможностей, не взбивать своими творческими усилиями, преодолевая лень, сопротивление и инерцию, то можно попросту утонуть в количестве ежедневных дел, жизненных трудностей и нескончаемых проблем.

Преодоления дают возможность выйти на качественно новый уровень, перерасти самого себя, идти дальше.

 

 

Уймонская долина на Алтае подобна месту встречи, которое изменить нельзя. Тут скрещиваются разные направления, пересекаются многие пути, переплетаются причудливые узоры судеб.

Госпожа Катунь несется от своих истоков по узким таежным ущельям, впервые образуя здесь обширную и плодородную Уймонскую долину.

Над всеми хребтами здесь сверкает царица сибирских гор – Белуха.

В этой земле сокрыто множество следов древних народов.

 

 

Так сложилось, что в своем историческом родстве здесь крепко сплетены алтайская и русская культуры.

Тут живёт много творческих людей, родившихся в этих краях и приехавших из разных уголков нашей страны и ближнего зарубежья.

Ежегодно эти места посещают десятки тысяч гостей со всего мира.

 

 

Да и в целом, множество прекрасных творческих людей живут и путешествуют по всему Алтаю.  И не только по Алтаю, по всему миру.  А есть ли вообще люди не творческие? В ком не заложен дар или способность, талант или умение?

Спору нет, нужно развивать в себе эти дары. И можно это делать повсюду.

Среди естественной красоты, может быть, это делать проще. Но проще не значит легче.

Надо пробовать, испытывать на себе, жить в разных условиях. И убедиться во всём самому.

 

 

Не счесть на Алтае легенд и историй, которые волнуют и перекликаются своими далёкими, как сны, мечтами о будущем. Вот есть и такая легенда или видение, или пророчество…

Будто возродится легендарная прародина всех тюркских и монгольских народов великий Эргенекон (Эргуне-Кун). И будут там процветать, как в далёкие эпохи, изумительной красоты искусства и ремесла. Интересно, что эту легендарную местность источники описывают как горную котловину, окруженную со всех сторон крутыми хребтами, расположенными в форме огромного перевернутого колокола.

Вторит этим видениям еще одна чудесная мечта, что вырастет когда-нибудь в этих краях Город Мастеров. Станет приумножаться этот город искусствами и науками. Будет он радовать приходящих сверканием сотен куполов и звоном тысяч колоколов, подобно былинным Китежу или Звенигороду. 

Своими умениями прославится живущий в нём мастеровой народ. 

 

 

Какими бы далекими не казались сейчас эти творческие мечты и светлые видения, так или иначе, их время обязательно наступит. Ведь когда-то казалось несбыточным и то, что есть у нас сейчас. Не смотря на все трудности, несовершенства и сложности этого мира, мы имеем возможность свободно учиться и создавать. Беспрепятственно размышлять и осознавать.  Сохранять и приумножать, то что имеем. Вольно мечтать и творить.

И быть уверенными, что если… душу вложишь — всё сможешь. 

 


 

Все фотографии в тексте и на превью принадлежат замечательному фотохудожнику, мастеру чайных церемоний, автору прелестных ковровых работ — Маргарите Аполлоновой   Еще фото Маргариты можно посмотреть здесь

Мастера Уймонской ДолиныТворческая мастерская «Параскева»Алтайский ковровый дом  страницы нескольких коллективных мастерских Уймонской долины — групп ВКонтакте.

И там-же можно найти индивидуальные группы замечательных авторов Усть-Коксинского района, всех здесь не перечислить, вот лишь несколько: Santash / Виктория Быстрикова,    Зиатдинова Елена. Живопись, керамика. Алтай,    Белая гора. Творческая мастерская Светланы и Михаила Складнюк и многие другие.

А если захочется еще историй про творчество, то загляните, например, сюдаили вот 

 

Творческой вам радости!

Марианна Яцышина

 




Поделитесь впечатлениями Вконтакте



Поделитесь впечатлениями в Facebook



Оставьте свой комментарий