Образ ковра

Образы

Образ ковра

Образ ковра – это образ мира…

Рувим Мазель.

 

Удивительные легенды собраны вокруг образа ковра.

Создание ковра это словно сотворение мира.

Ткань ковра  — прообраз неба на земле.

Ковер как  храм  и лестница в небо.

 

Для меня знакомство с ковром  началось с ковра-самолета. Помню свои детские переживания от картины Васнецова.  Она стала каким-то связующем звеном, притяжением. Даже не сколько к сказке, а именно к ковру.

 

kover-samolet+

В. М. Васнецов. Ковёр-самолет

 

И потом новый смысл обрели слова: «Мы думали, что ковёр-самолет из сказок принадлежит только детям, но вскоре поняли, что хотя каждая фантазия по-своему ткет прекрасный ковер, украшающий жизнь, тем не менее, именно этот ковер несет следы великой реальности прошлого». (1)

 

к ковру

Ручные ковры разных стилей

 

Все же начну с ковра, а самолет или особый предмет в интерьере, решить еще предстоит. Ковёр вдохновляет замечать нечто невидимое. Стоит только приглядеться внимательнее к изготовлению ручного ковра.

 

Работа на ковровом горизонтальном станке

Работа на ковровом горизонтальном станке

 

Технологический процесс создание ковра за многие века остался почти без изменений.

Все так же сложно, но и все так же живописно.

 

Работа над ворсовым ковром

Работа над ворсовым ковром

 

Пусть не смущает словосочетание — технологический процесс, на самом деле это ничуть не скучно. И мало того, что не скучно. С него-то  и начинаются многогранные открытия.

И первое для меня было открытие, когда сама начала ткать, что  это не только  трудно, а временами даже тягостно и невыносимо  долго.  Но тем не менее, всё равно притягательно и как-то даже магично.  Во время ковроткачества происходит нечто такое, что сложно описать словами…

 

Внутренний купол храма решенный в ковровом стиле

Своды храма решенные в ковровом стиле

 

И меня посетила идея  попробовать разобраться в истоках. Что же там, в самой  глубине заложено было изначально.  Что это за действо такое —  ковроткачество.

 

Работа над крупным ковром за горизонтальным станком

Работа над крупным ковром за горизонтальным станком

 

С материальной точки зрения,  ковры дело выгодное. Но не сколько для самих ковроткачей, сколько для  посредников. Да, конечно,  этот труд вознаграждается.  Впрочем, сами мастера  не зарабатывают и десятой доли того, что имеют перекупщики и торговцы ручных ковров. Это ни для кого не секрет.

 

Продажа ручных иранских ковров

Продажа ручных иранских ковров

 

А для тех, кто покупает крупные ручные ковры,  чаще всего эти вещи не выходят за рамки интерьерных предметов роскоши и особых признаков личного престижа.

 

Продавец ковров

Продавец ковров

 

И все-таки в традиционно ковровых регионах, начало работы над ковром до сих пор считается праздником. В честь ковра исполняется специальная песня, своеобразный зачин. Воспевается и сам будущий ковер и процесс  его создания.

 

За работой на ковровом  вертикальном станке

За работой на ковровом вертикальном станке

 

Ведь ткут ковры по прежнему целыми семьями, деревнями, даже районами.  Из поколения в поколение.   Обучаются с раннего возраста и этим зарабатывают себе на хлеб пока позволяет зрение, силы и  здоровье.

 

Детскими руками сделано множество ковров

Детскими руками сделано множество ковров

 

Ковер ведь, действительно, требует очень долгого и усердного труда, который порой может растягиваться на годы. Мастера своего дела стремятся запечатлеть все, на что они способны, чтобы произведение, стало исключительным и неповторимым.

 

Работа над ворсовым ковром

Работа над ворсовым ковром по традиционному техническому рисунку

 

Тем более, что технических рисунков для традиционных ковров большое разнообразие, хотя каждый мастер все равно ограничен своим заказчиком и особенностями своего региона.

В этом смысле проявить вольность и фантазию легче независимым авторам, но как правило, это уже выходит за рамки сложившихся ковровых традиций.

 

Создание ручных ковров нельзя считать лишь женским искусством. Есть районы, где традиционно ковры принято ткать мужчинам. 

Создание ручных ковров нельзя считать лишь женским искусством. Есть районы, где традиционно ковры принято ткать мужчинам.

 

К счастью,  промышленное производство ковров не сумело окончательно вытеснить традиционное ковроткачество. До сих пор лучшие ковры создаются вручную на основе многовекового опыта.

 

Работа над архаичном станке

Работа за архаичным ковровым станком

 

Как древние, так и современные рукотворные ковры выполняются на вертикальных или горизонтальных станках с  использованием простых приспособлений и инструментов – колотушка, крючок, ножницы или нож.

 

Фото: Герман Морозов

Традиционные ковровые инструменты. Фото: Герман Морозов

 

Даже при всей доступности промышленной пряжи, многие  по прежнему придерживаются старых традиций. Очищенную  шерсть — кудель — вытягивают на деревянном веретене, образуя из нее нить.

 

Древнее ремесло

Древнее ремесло

 

Такая нить мягче и прочнее машинной. Окрашивать пряжу предпочитают по возможности натуральными красителями.

 

Окрашивание ковровой пряжи. Фото: Герман Морозов

Окрашивание ковровой пряжи. Фото: Герман Морозов

 

В каждом регионе есть свои для этого приёмы и секреты. Натуральные оттенки не настолько яркие, зато имеют свойство углублять со временем свой цвет.

 

Традиционный вертикальный ковровый станок. Иран. Фото: Solmaz Daryani

Традиционный вертикальный ковровый  станок.

 

Ковровый станок, это, по сути, большая рама, а то и просто несколько скрепленных жердей. На станок круговым образом натягивается прочная нить – основа.

 

Вариант коврового станка

Производство крупных ковров за много столетий  мало изменилась

 

Навивание основы, переплетения нитей, завязывание узлов, каждый их этих, казалось бы нехитрых действий, имеют свое особое место и значение.

 

Фрагмент ворсового ковра в работе. Фото: Герман Морозов

Фрагмент ворсового  турецкого ковра в работе. Фото: Герман Морозов

 

Нити основы в космогонии ткачества олицетворяют первичную материю, возникшую из невидимого пространства. Именно основа и становится прочным каркасом для овеществления ковра. Эти нити играют важнейшую роль в ковровом действе. Основа представляет из себя осевую вертикаль, на которую наслаивается всё последующее.

 

Нити ковровой основы. Фото: Герман Морозов

Нити ковровой основы. Фото: Герман Морозов

 

В ковровом символизме вертикальные  нити основы выражают  небесный принцип. Горизонтальные нити,  создающие орнамент это земля.  Ковровые узелки отвечают за скрепление  элементов. Изнанка ковра  — внутренняя жизнь,  лицевая сторона — внешнее проявление. Пряжа это время, а скручивание нити — судьба. «Какова нить, такова и жизнь» — звучит народная мудрость.

 

Работа над  ворсовым ковром

Работа над ворсовым ковром

 

Основа это начало начал всего ковра. Но с каждым новым рядом основа исчезает из виду и впоследствии делается полностью невидимой глазу,  скрывается с лицевой стороны.  На внешней стороне  остается только  уток (ударение на о). Существует множество ткацких переплетений, но всегда сохраняется главное —  нити утка крест-накрест переплетается с основой.

 

Ковер с цветочным мотивом

Ворсовый ковер с цветочным мотивом

 

Собственно процесс переплетения основы и утка и есть фундамент всего ткачества. Но ворсовые ковры создаются еще и с помощью завязывания специальных узелков, образующих ворс. А в некоторых коврах роль узелков выполняет узкая косичка или крупные петли.

 

Завязываение узлов с помощью крючка на ворсовом ковре. Фото: Дмитрий Чистопрудов

Завязывание узлов с помощью крючка на дагестанском ворсовом ковре. Фото: Дмитрий Чистопрудов

 

В одном квадратном метре классического  ворсового шерстяного ковра может быть 90–360 тысяч узелков, а в шелковом ковре доходит до нескольких миллионов узелков на один квадратный метр коврового полотна. Неудивительно, что крупные ковры с высокой плотностью ткут по несколько лет. Есть истории, когда ковры ткались несколькими поколениями и это ничуть не миф.

 

Фрагмент ворсового ковра. Арабескии лепестки крупных цветов вытканы серебряными и золотыми нитями.

Фрагмент  персидского ворсового ковра. Арабески и лепестки крупных цветов вытканы серебряными и золотыми нитями.

 

Неслучайно ковроткачество считается ремеслом божественного происхождения. Удивительные легенды собраны вокруг образа ковра. В ткань первичного ковра вплеталась каждая жизнь. Ковер мыслился прообразом неба на земле.

 

Мотив Матери - Древа - Цветка в растительной ковровой композиции

Мотив Божественного Цветка в растительной ковровой композиции

 

У многих народов можно встретить легенды о Богах которые обучали ткачеству. Особые священные образы связаны с темой создания полотна.

Можно найти упоминание о Той, у которой множество имён: —

«Покрывшая Лик Свой, соткавшая пряжу дальних миров».

«Из спирали Света знак соткала Сама в молчании». (2)

 

Много легенд вокруг ковра

Много легенд вокруг ковра

 

Вообще, тема нити судьбы и божественного полотна в котором переплетены все наши судьбы заслуживает особого  внимания.  В самых различны культурах, те, кто имел дело с нитью и умел создавать полотно, наделялись особым пониманием тайн Природы.

 

Небольшой ковровый станок

Небольшой ковровый станок

 

В Древнем Египте, Индии, Междуречье, на Американском континенте, Кавказе, Китае, и конечно, в Средней и Центральной Азии, где только не создавали ковры. Ковроделие было хорошо известно во всех узловых культурных очагах нашей планеты.

 

Фото: Герман Морозов

Рука старого мастера.  Фото: Герман Морозов

 

С глубокой древности существовали ковроткацкие мастерские, где создавались ворсовые и гладкие ковры, подчас  просто невероятные по  тонкости исполнения.

 

Фрагмент ворсовго ковра из пятого Пазырыксого кургана

Фрагмент ворсовго ковра из Пятого Пазырыксого кургана. Плотность ковра: около 360 тысяч узлов на квадратный метр

 

Такие ковры принадлежали храмам и правящим династиям.  Неслучайно, что некоторые из них впоследствии были найдены в  царских гробницах  и курганах.

 

Ворсовый ковер

Ворсовый шелковый ковер

 

Фрагментов старинных изделий сохранилось немало и по ним можно судить, что технология изготовления и эстетика композиций не только уступает лучшим современным вещам, но часто и на порядок выше.

 

Центральный медальон одного из выдающихся ворсовых ковров

Центральный медальон одного из выдающихся ворсовых персидских ковров

 

Искусство ковроткачества вызывает подлинное восхищение. Пластичные и ясные образы, загадочные символы, гармоничные композиции.  Они продолжают волновать и вдохновлять. Особенно если  проникаешь в их суть, и начинаешь улавливать символический язык.

 

Исфаханский ворсовый ковер

Исфаханский  геометрический ворсовый ковер

 

Можно утверждать, что это искусство было подобно священному действу, которым в прошлом владели знающие тайны законов Бытия. Осмысленно и глубоко строились первоначальные орнаментальные композиции, подбирались цветовые сочетания, создавались технические приемы.

 

Ковровый мотив в миниатюре

Ковровый мотив в миниатюре

 

Ковроткачество вполне можно уподобить духовной практике. Само по себе долгое сосредоточение и неподвижность необходимые для работы над ковром наводят на размышления.

Кто были создатели древних ковров, замечательные мастера цвета и композиции?

 

 На ковреах в мечете Насир аль-Мульк. Шираз, Иран

На коврах в мечете Насир аль-Мульк. Шираз, Иран

 

Несомненно, ковровое мастерство предполагало дисциплину ума и тела, хорошо развитое пространственное мышление и воображение. Даже копирование традиционных ковровых рисунков обязывает ко многим умениям. А что говорить о создании рисунков, продумывании деталей, техники, колорита, сочетаний, взаимосвязей.

 

Ворсовый ковер с низким плотным ворсом. В таком ковре около ста узлов на один кв. см

Ворсовый персидский ковер. В нем около ста узлов на один кв. см

 

Есть предположения, что прежде чем, искусство производить ковры стало традиционным и широко распространилось, оно долгое время было храмовым мастерством. Предназначение которого еще предстоит исследовать.

 

 

Ворсовый шелковый ковер с мотивом Древа Жизни

Ворсовый шелковый ковер с мотивом Древа Жизни

 

Но уже сейчас не вызывает сомнений, что за многообразием ковровых форм скрыт первоначальный одухотворенный смысл предмета. Подобно древним манускриптам, ковры могут раскрывать перед вдумчивым взором свои удивительные истории.

 

foto3

Геометрический  дагестанский ковер

 

Ковроткачество зародилось в далекую пору, чему есть достаточно археологических свидетельств. Однако до сих пор остается необъяснимым отчего: —

«Техника ручного ковроделия, созданная, по-видимому, около трех тысячелетий тому назад, сразу оказалась настолько высокой, что в лучших образцах практически не изменилась до наших дней». (3)

 

Фрагмент старинного персидского ковра

Фрагмент старинного персидского ковра

 

Среди самых старинных ковров особым образом выделяется — Пазырыкский. Этот ковёр было обнаружен в Горном Алтае в 1949 году в курганах скифского периода. В хорошо известном теперь урочище Пазырык в долине Большого Улагана на  Восточном Алтае, экспедиция под руководством советского ученого профессора С.И. Руденко в результате раскопок обнаружила  уникальные вещи.

 

Места курганных захоронений Пазырыкского периода Горный Алтай.  Автор фото: Артем Головин

Места курганных захоронений Пазырыкского периода на плато Укок.  Фото: Артем Головин

 

Подлинной сенсацией стал шерстяной ворсовый ковёр изумительной работы. Такого рода органические вещи обычно бесследно исчезают под толстым слоем грунта уже спустя столетие. Но благодаря вечной мерзлоте образовавшейся в курганах, ковер пролежал в алтайской земле две с половиной тысячи лет.

 

Урочище Пазырык. Фото: Дмитрий Карпунин

Урочище Пазырык. Фото: Дмитрий Карпунин

 

Великолепная техника и сложная орнаментальная композиция указывает на плод зрелого мастерства. Спустя две с половиной тысячи лет этот ковер как бы заново родился.

«…И оживает он в узоре многоцветном — то дух ковра». (4)

 

Древнейший из известных ворсовых ковров. Найден в урочище Пазырык на востоке Горного Алтая в кургане скифского времени

Древнейший из известных ворсовых ковров. Найден в урочище Пазырык на востоке Горного Алтая в кургане скифского времени

 

Ковер имеет почти квадратную форму, его размер 200 на 183 см. На одном квадратном метре этого ковра завязано около 360 тысяч шерстяных узелков, а во всём ковре свыше 125 тысяч узелков, это считается наиболее высокой плотностью для шерстяного коврового изделия.

 

Фрагмент Пазырыкского ковра.

Фрагмент Пазырыкского ковра.

 

Ворсовая поверхность выполнена с помощью двойного симметричного узла «хордиес» известного и поныне. Цветовое решение насыщенное и глубокое. Переливы оттенков придают ковру особую безупречность. На эту вещь хочется долго и сосредоточено смотреть. Краски, композиция, и каждый образ в отдельности, создают удивительное настроение тайны.

 

Фрагмент каймы Пазырыкского ковра

Фрагмент Пазырыкского ковра

 

Существует большое количество версий и предположений о месте его производства и народе у которого было развито ковроткачество на столь высоком уровне. Об этом рассуждают археологи, художники, искусствоведы, ковроткачи, историки в самых разных странах и регионах. Можно сказать лишь одно — «Сфинкс» Пазырыкского ковра продолжает ждать своего Эдипа.

 

Олень Пазырыкского ковра

Олень Пазырыкского ковра

 

«Олени Пазырыкского ковра — это вечная загадка, спор о том, что где, когда и зачем эти фигуры были вытканы. Между ними множество изображений и образов, целый мир красоты и целый мир учености, романтичной и увлекательной». (5)

Таинство этого ковра еще и в том, что постепенно словно начинают открываться многочисленные завесы, проясняя символический строй этой древней мандалы.

 

Фрагмент Пазырыкского ковра

Фрагмент Пазырыкского ковра

 

Геометрически размеренная композиция, ритмика повторяющихся элементов, все сделано удивительно точно и гармонично. Привлекают внимание фигуры оленей, грифонов и всадников, шествующих вокруг центрального поля. В целом все участники этой ковровой мистерии имеют свое смысловое звучание.

Фигуры всадников и оленей защитной цепочкой окружают центральное поле ковровой композиции. На этом поле вытканы квадраты в которых крестообразные восьмиконечные символы напоминающие цветок и одновременно фигурку с крестообразно поднятыми руками.

 

а (110)

 

Движение в ковре подчинено замыслу вращения, где орнаментальные полосы выражают ритмику спиральной лестницы ведущей вверх. Кружение фигур происходит вокруг статики поля мерцающего восьмиконечными знаками.  Завораживают двадцать четыре квадрата с крестообразными формами внутри на центральном поле. Они словно семена невиданных растений, упавшие с древних высот.

 

Деталь центрального поля Пазырыксого ковра с хорошо прослеживаемым архаичным цветочным символом Матери — Древа Жизни.

Деталь центрального поля Пазырыксого ковра с хорошо прослеживаемым архаичным цветочным символом Матери — Древа Жизни.

 

В этих центральных фигурах ясно прослеживается образы цветка и звезды.  Это один из излюбленных в символизме орнаментального искусства мотив под общим названием — Древо Жизни. На символическом языке Древо Жизни, в свою очередь, обозначает Великую Матерь, подательницу всей жизни. Глубоко и содержательно объединение столь значимых образов в едином изображении.

 

Мотив Матери - Древа - Цветка  в геометрической ковровой композиции

Мотив Матери — Древа — Цветка в геометрической ковровой композиции

 

Взаимосвязь изначальных  символов Великой Матери и Древа Жизни можно рассмотреть даже в сложных и насыщенных деталями  ковровых  цветках. В самом центре этой многолучевой звезды — цветка  равноконечный крест с центральной точкой пересечения всех линий.

 

Мотив Матери - Древа - Цветка  в растительной  ковровой композиции

Мотив Матери — Древа — Цветка в растительной ковровой композиции

 

Смысловой очаг в такой композиции заключен именно в средоточии пересечения линий. В самом сердце образа крестообразного  цветка. Впоследствии, космогоническое  содержание цветущего Древа Жизни ушло на дальний план.  Но сохранилось повсеместное распостранение и обильное украшение этого мотива.

 

ковры (62)

Центральная часть ворсового шелкового ковра

 

Вообще, изображение цветка  и древа не стоит недооценивать по глубинному содержанию. В текстиле это один из наиболее популярных композиционных сюжетов.

 

Древний мотив предстояния животных перед Матерью - Древом Жизни в ковровом исполнении

Древний мотив предстояния животных перед Матерью — Древом Жизни в ковровом исполнении

 

Даже при утере глубинного  смыслового содержания и загруженности  формами, все равно цветущие мотивы несут заряд прославления природы и жизни.

 

Фрагмент ворсовго ковра с мотивом "Древа жизни"

Фрагмент ворсовго ковра с мотивом «Древа жизни»

 

Цветущее Древо Жизни — одно из древнейших символических изображением Великой Матери, нашло свое продолжение  в искусстве монотеистических религий.

 

древо жизни в исламе. Ахмедабад. Индия

Древо Жизни. Резьба по камню. Мечеть в Ахмедабаде. Индия

 

Мотив Древа Жизни в ковровой композиции

Мотив цветка — Древа Жизни в ковровой композиции

 

«Вспомним, в частности, восточный ковер, символизировавший в древности своей формой и орнаментом плоскостную картину мира». (6)

 

Пазырыкский ворсовый ковер. Пятый век до нашей эры

Пазырыкский ворсовый ковер. Пятый век до нашей эры

 

Ритмическое и симметричное чередование ковровых элементов в разных направлениях создает впечатления вращения. Такой прием распространен в орнаментальных композициях.

Этот особый ритм вращения, который задается в Пазырыкском ковре, приводит к образу алтаря или мандалы. Как особо выстроенной сферы обитания божества.  Неслучайно будет сравнение квадратного ковра со сферической мандалой.

 

Мандала Белой Тары. В данном случае центральную часть сферы занимает не символический, а вполне конкретный образ божества.

Мандала Белой Тары. В данном случае центральную часть сферы занимает не символический, а вполне конкретный образ божества.

 

Характер мандалы универсален. Она определяется, как психокосмическая система, которая задает особый вселенский ритм. В Пазырыкской ковровой композицией видится именно выстроенная психокосмическая система мандалы. Картины мира,  в центре которой символическое изображение Матери — Цветка — Древа Жизни.

 

Схематичное изображение Пазырыкского ковра

Схематичное изображение Пазырыкского ковра

 

Симметрично повторенные элементы служат в орнаментальном искусстве  подчеркивают священную гармонию мироздания.  При создании ковра орнамент как бы вплавляется в структуру основы. Нанизывается слой за слоем, узелок за узелком. Трудоемкость такого производства слишком высока, чтобы бессмысленно заполнять ковровое пространство.

 

В процессе работы над ковром

В процессе работы над ковром

 

Все традиционные образы таят в себе как минимум три уровня прочтения.  Несомненно,  в задачу коврового полотна изначально входила функция передвижного алтарно — молитвенного пространства.

 

Оформление шатрового пространства в ковровом стиле

Оформление шатрового пространства в ковровом стиле

 

В архаичных литературных памятниках отражено построение крестообразных алтарей, как части гармонии Вселенной. Нет сомнений, что крестообразный метод переплетения ковровых нитей и сам принцип орнаментального построения ковра имеет глубокие смысловые параллели с древними алтарями. Крест и квадрат  обусловлены не только особенностями ковровой техники. Они задают изобразительному  ритму особый смысл.

 

Фрагмент традиционного  геометрического ковра

Фрагмент традиционного геометрического ковра напоминающий по форме алтарь с фигурой Древа Жизни в центре.

 

Ковер, как нельзя лучше отвечал задаче возвышенного — молитвенного пространства. Сравнение, казалось бы, плоского ковра с возвышением алтаря (латинское altus «высоко расположенный») вполне закономерно. Прочный, эффектный, насыщенный символическими образами,  он являлся средоточием  представлений о мире и его Создателе.

 

Ковровый мотив со строками из Корана

Ковровый мотив со строками из Корана

 

Не случайно в мусульманском мире получил такое замечательное развитие молитвенный ковер. Это целое направление в ковроткачестве, со своими особенностями и жанрами. Впрочем,  истоки ковра, как места  для моления, уходят задолго в доисламскую эпоху.

 

Совершение намаза на молитвенном ковре. Фото: Герман Морозов

Совершение намаза на молитвенном ковре «мехрабе». Фото: Герман Морозов

 

Надо сказать, что в других культурах и религиях так же распространены молитвенные ковры. В христианстве по сей день принято стелить ковер в алтарной зоне храма.

 

Храмовый ковер воссоздающий пространство христианской церкви

Храмовый ковер воссоздающий пространство христианской церкви

 

В буддизме широко используются замечательные медитационные небольшие ковры.

 

Фрагмент буддийского молитвенного ковра

Фрагмент буддийского медитационного ковра

 

Вступить на ковер означает перейти в иную область.  Независимо от того, где находится ковер на стене или на полу, он создан быть входом в иное пространство. Создание внутри себя некой безмолвной области для молитвы или медитации, это то самое, что было когда-то определено, как «храм внутри нас».  На  внешнем же плане молитвенно-созерцательную  область вполне может обозначать такой предмет как ковер.

 

Ковры а буддийском храме

Ковры а буддийском храме

 

Невозможно  обойти вниманием и само слово ковёр.

Этимология наука захватывающая, порой чтобы разобраться в происхождении одного слова приходится погружаться в исторические глубины.

 

Изображение вертикального коврового станка на древнегреческой вазе. Сюжет из истории о Пенелопе

Изображение вертикального коврового станка на древнегреческой вазе. Сюжет из истории о Пенелопе

 

На греческом языке ковёр звучит как – «тапес», на латыни – «тапетум», что дало в дальнейшем корневую основу в разных европейских языках для обозначения коврового ткачества. Отсюда английские слова carpet — ковёр и tapestry — гобелен. На французском  — tapisserie —  и снова от латинского tapetum.

 

Торговля коврами. Старинная фотография

Торговля коврами. Старинная фотография

 

Но еще более становится интересно, что древнеиндийское слово tapati «греет», taptas «теплый», (лат. tepidus «теплый») восходит к общеславянскому topiti «нагревать», букв. «заставлять быть теплым», древнерусское «топити». Мы и сейчас говорим, что печку надо топить, тем самым подчеркивая, что разжечь будет мало, надо еще поддерживать огонь во времени, то есть топить. Как не вспомнить прямое назначение ковра — согревать, утеплять.

 

Интерьер юрты

Интерьер юрты

 

Ковер символизировал центральную ось дома — очаг, огонь. Ковер поддерживал тепло в доме и украшал быт.

 

Гладкие ковры в отличии от ворсовых немного проще в исполнении, но не менее колоритны

Гладкие ковры в отличии от ворсовых немного проще в исполнении, но не менее колоритны

 

А благодаря своим орнаментам еще и  нёс в себе глубинные смыслы. Исключительно гениальная идея наполнять материю согревающую пол и стены, еще и содержательными символами и образами.

 

Центральная композиция геометрического ковра с символом Древа Жизни

Центральная композиция геометрического ковра

 

Но какая тут связь с самим словом «ковёр»? Многими исследователями это слово определяется как восточное заимствование в русский язык. Древнейший тюркизм родом из кыпчакского языка, где kower имеет значение скорее войлочной кошмы, одеяла. Войлочные изделия, любимые и востребование всеми тюркскими народами, их тоже принято называть коврами. Замечательные валянные вещи тоже принято называть коврами.

 

Войлочные изделия тоже принято называть коврами

Войлочный ковер — сырмак

 

Надо отметить, в уже упомянутом Пазырыкском кургане были найдены великолепные войлочные произведения. Особо обращает на себя внимание крупный войлочный ковер со сценой предстояния всадника перед Богиней. Почитание Богини в облике царственной женщины встречается настолько же часто, как и совмещение ее образа с Древом Жизни.

 

Пазырыкский войлочный ковер с сюжетом предстояния вождя перед Богиней с  Древом Жизни

Пазырыкский войлочный ковер с сюжетом предстояния вождя перед Богиней с Древом Жизни

 

Высокое качество войлочных изделий говорит о богатом опыте работы в этой технике валяния. Исходя из всего этого, версия привнесенного в русский язык тюркизма для обозначения теплого узорного покрытия вполне оправдана, но ее нельзя считать исчерпывающей.

 

Архаичный ковровый станок

Архаичный ковровый станок

 

И здесь пришло время обратить внимание в слове «ковер» на славянский корень «ков» (ковать, подкова, ковчег, ковш, ковер). Древнерусские свидетельства, такие как «Сказание о Борисе и Глебе» и Ипатьевская летопись, где встречаются эти слова, совершенно  исключают версию о заимствовании из английского cover.

Например, в  Ипатьевской летописи (1175 г.) отмечаются слова «оковывать» в значении «покрывать», «делать», «изготавливать». Заметьте: покрывать, изготавливать и делать, а не только обрабатывать молотом железо. Еще не так давно бытовало выражение «кованый платок», в смысле узорной ткани расшитой золотыми нитками.

 

Фрагмент ворсовго ковра вытканного с использованием золотых нитей

Фрагмент шелкового ворсовго ковра вытканного с использованием золотых и серебряных нитей

 

Глагол «ковать» настолько плотно переплелся с кузнечным делом, что сложно представить, нечто иное. Но можно вспомнить такие словосочетания, как ковать свою судьбу, счастье, характер. Здесь под ковкой подразумевается творить, делать напряженно, с трудом, с усилием.

 

Ковровая колотушка

Ковровые инструменты

 

На санскрите слово «украшать» имеет двойной смысл: сделать с искусством, сделать с трудом. Лучше не скажешь. Да и изготовление ковра не обходится без  специальным инструментов. Необходимо прибивать ряд за рядом, создавая тем самым плотность, что сродни методичной ковке по металлу.

 

В процессе работы над ковром

Фрагмент края шелкового ковра

 

Осторожно снимая слой за слоем многовековой этимологической штукатурки, открываем первоначальный смысл . Корень kovati, который используется в славянских языках,  в родственных индоевропейских языках служит для обозначения жреца, вождя, волхва. Древнеиндийское kavi, авестийское kavi – «вождь». Таким образом, возникает  интересная версия.

Слово ковёр по своему этимологическому значению имеет индоевропейское, а точнее индоиранское происхождение. И это вполне логично.

Ближе всего к первоначальному значению  будет словосочетание — изготовить с помощью усилия, труда.

Можно еще сказать — покрыть с умением поверхность.

 

За работой над ворсовым ковром

За работой над ворсовым ковром

 

Ковер был не только способен покрывать поверхность и согревать (древнеиндийское tapati «греет»).    С помощью материи,  знаковой символики и усиленного труда выстраивалось полотно, которое организовывало  пространство.  Именно пространство располагающее к  молитвенному созерцанию.  Такова первоначальная  сакральная задача ковра, как прикладного предмета искусства.

 

Ковровый орнамент

Композиция в ковровом стиле

 

Создание подобного рода знакового предмета  являлось делом исключительного значения. Мастер, изготавливающий такую  вещь, без сомнений являлся в глазах древнего общества жрецом, волхвом, вождем. Тем более, речь идет об обществе, в котором функции священнослужителя и ремесленника еще не были окончательно разделены.

 

Создание песочной буддийской мандалы доверяется специально обученным практикующим монахам

Создание буддийской мандалы доверяется специально обученным и практикующим монахам

 

Возвышенные культы отправлялись равно как мужчинами, так и женщинами, так что под kavi – «вождь, жрец» можно подразумевать и жрицу.

Несомненно, что среди образованных слоев общества было почетно заниматься  ковроткачеством. Достаточно вспомнить легендарную гомеровскую царицу Пенелопу. Ковёр, которой она ткала, распускала и снова ткала имел знаковое значение для всего сюжета «Одиссеи».

 

Пенелопа за ковровым станком. фрагмент картины Пенелопа и женихи. Автор:  Уотерхауз Джон Уильям

Пенелопа за вертикальным ковровым станком (фрагмент картины) Автор: Уотерхауз Джон Уильям

 

Кроме символизма изменения течения  времени и судьбы заложенного в этом действе , есть еще и практическая сторона.  В истории известны немало ковров сделанных руками женщин из очень знатных семьи, и такие вещи особенно ценились. «Ковры прославляли искусство и трудолюбие часто весьма высокопоставленных женщин, окруженных ореолом высокой добродетели». (7)

 

Дама с птицей. Деталь европейской шпалеры в стиле «мильфлер»

Дама с птицей. Деталь европейской шпалеры в стиле «мильфлер»

 

В Туркмении, издавна славной своими коврами, сохранилась легенда: «Великая матерь племен туркменских увидела сон, в котором голос солнца повелел ей выбрать трех девушек и научить их ткать по белой основе узор из разноцветных шерстяных ниток… От праматери ведут свое происхождение все типы туркменских ковров…» (8)

 

Туркменские девушки готовят ковровую пряжу

Туркменские девушки готовят ковровую пряжу

 

Интересно  разобраться в различных функциях ковра, как особого предмета в интерьере. Тем более, что с его сакральным значением все более-менее прояснилось.

В целом, стилей и направлений в ковровом мире огромное разнообразие. Они значительно отличаются техникой и традиционными орнаментами. Но можно попытаться условно поделить их на несколько узнаваемых видов.

 

Традиционный туркменский  ковровый мотив гюль - цветок

Традиционный туркменский ковровый мотив «гюль» — цветок

 

1. Ковры заграждающие или «теплые».

 

Эти ковры служили защитой во всех смыслах. Их местоположение в доме — пол, дверь, очаг, стена, всевозможные места перехода из холода в тепло в жилом пространстве. Они  являлись заграждением, укрытием, смягчением и любимым интерьерным украшением. Не случайно существует поговорка — дом начинается там, где расстелен ковёр.

 

Паласы и килимы — традиционные повседневные ковры

Паласы и килимы — традиционные восточно-европейские  ковры

 

Орнаменты, стили, жанровые решения зависят от особенностей и традиций местности. Они были и  остаются очень популярными и по-прежнему функциональными предметами интерьеров во всех частях света.

 

Иранские ковры

Иранские ворсовые  ковры

 

К обширному семейству «теплых» ковров относятся и знаменитые европейские шпалеры, прямое назначение которых тоже было удержание тепла в каменном помещении. Гобелены, которые украшают  музеи и дворцы,  зародились именно в семействе «теплых» заградительных ковров.

 

Шпалера в стиле "мильфлер" из цикла "Дама с Единорогом" конец 15 в. Франция

Шпалера в стиле «мильфлер» из цикла «Дама с Единорогом» конец 15 в. Франция

 

2. Ковры дорожные или «перевозные».

Узкие ковровые дорожки предмет пришедший в городской быт из кочевой культуры. Перевозные ковры при кочевом передвижении были незаменимой  вещью.

 

Ковровые подушки

Ковровые подушки

 

Ковровая дорожка с вытканными на ней добрыми знаками брала на себя, кроме прочего, и функцию дорожного оберега.

 

Ковер в технике "сумахи"

Ковер в технике «сумахи»

 

К семейству узких ковровых изделий можно  отнести ковровые сумки, подушки, пояса. И ковровые полосы с вытканными на них особыми знаками, которыми стягивали прутья юрты или кибитки.

 

Традиционные ковровые ленты для крепления войлочной юрты

Традиционные ковровые ленты для крепления войлочной юрты

 

Разнообразие небольших ковровых изделий сопровождавших в пути и на стоянках, получили свое новое декоративное звучание в современном мире в виде  кресельных ковриков, сумок, обуви. В том числе интересные дизайнерские вещи с элементами выполненными в технике ковроткачества.

 

Обувь выполненная в традиционном ковровом дизайне.

Обувь выполненная в традиционном ковровом дизайне.

 

3. Ковры свадебные  или «особые».
Свадебные ковры, а точнее сказать ковры тонкой выделки носили первоначально знаковый характер орнаментальных семейных благопожеланий.  В  тех местностях, где было распространено ковроделие, ковры непременно участвовали в свадебных обрядах.  Известные сюжеты о краже невесты в ковре ни что иное, как  более современные реплики гораздо  более архаичных обычаев.

 

Туркменка в ковровом покрывале.

Туркменка в ковровом покрывале.

 

Но можно смело  утверждать, что сделанная руками невесты тканная вещь, украшенная знаками благополучия и процветания, становилась особой  семейной реликвией.  А подаренный на свадьбу ковер занимал место в спальне у изголовья.  Отсюда в дальнейшем стала популярна традиция прикроватных ковриков. В современном обществе первоначальный смысл «свадебных» покрывал почти утерян. Хотя обычай вешать над кроватью нарядный коврик отчасти сохранился.

 

Покрывало

Ковровое покрывало с романтическим сюжетом

 

Коснувшись свадебных обычаев нельзя обойти и тему похоронных обрядов.   Особо значимые ковры, которые переходили из поколения в поколение,  нередко участвовали и в погребении.

 

Фрагмент старинного персидского  ворсовго ковра в "зверином" стиле

Фрагмент ворсового ковра с элементами звериного стиля

 

Надо сказать,  что Пазырыкский ковёр тоже ведь не случайно попал в курганное захоронение. Хотя очевидно, что этот ковер принадлежит к семейству «храмовых»и композиционно решен  как алтарное пространство.  Маловероятно, что Пазырыкский ковер специально задумывался для участия в погребении.  Но обстоятельства  и условия оказались  таковы, что он  вместе с умершим отправился  в иной мир.

 

Ковры сопровождали человека при узловых событиях

Ковры сопровождали при знаковых событиях

 

Отголоском  давних обрядов, когда ковер сопровождал царя или вождя в другое пространство   является, например, суфийский и в целом исламский обычай покрывать ковром тонкой работы надгробие святого человека в знак особого почтения.

 

Ритуальное шелковое полотно с ковровым мотивом

Ритуальное шелковое полотно с ковровым мотивом

 

Известен, например,  «Жемчужный ковёр» который выткан для украшения гробницы пророка Мухаммеда в Медине и декорирован бриллиантами и жемчугом.

 

Борт ворсового ковра с картушами

Борт ворсового ковра с картушами

 

4. Ковры храмовые и «купольные».

Это наиболее эффектное и узнаваемое ковровое семейство. Их задача выделять особое возвышенное место, алтарь, престол, трон, личное молитвенное место и в целом, храм. На сегодняшний день разновидностей храмового семейства ковров великое множество.

 

Ковры в мечете Насир аль-Мульк. Шираз, Иран

Ковры в мечете Насир аль-Мульк. Шираз, Иран

 

Среди вошедших в историю храмовых ковров можно вспомнить златотканый «Массах» – легендарное ковровое полотно служившее входом в алтарный придел Иерусалимского храма.

 

Интерьер с цветочными коврами

Интерьер с цветочными коврами

 

Мы уже вспоминали мусульманские михрабы – молитвенные ковры. Они  изображают ворота, лампаду или нишу в храме. У этих ковров, в отличии от симметричных, ярко обозначен принцип верха и низа, подножия и вершины, купола и основания.

 

11146197_10206492185685016_671967198696491697_n

Старинный молитвенный ковер со строками из Корана

 

Ковры с цветочными мотивами имеют истоки в символе Древа Жизни, что придает им особую возвышенную атмосферу.

 

Молтитвенный ковер с мотивом Древа Жизни

Молтитвенный ковер с мотивом Древа Жизни

 

В храмовом семействе особо выделяется так называемый купольный ковер. Его отличает центральный медальон, от которого расходятся композиционные лучи.  Изначальная задача такой композиции – отражение небесного мира в земном.

 

Знаменитый персидский ворсовый ковер

Знаменитый персидский ворсовый ковер

 

Гармония достигалось с помощью симметричных композиций и изумительных колоритов. Словно отражение в водоеме прекрасного райского сада или храма.

 

Центр современной "купольной" композиции

Центр » купольной» композиции

 

Такой ковер привносит в каждодневный   быт настроение гармонии и спокойствия. Это одна из самых узнаваемых и распространенных  ковровых композиций.

 

"Купольный" цветочный ковер.

«Купольный» цветочный ковер.

 

К сожалению, ковер порой может быть перегружен  деталями или  не всегда быть приятными для глаз.

 

Традиционный "купольный" ковер

Традиционный «купольный» ковер

 

Стоит  сказать, что надо быть внимательным к своим ощущениям, которые рождает тот или иной ковёр. Далеко не всегда они могут быть положительные, особенно если вещь была сделана в атмосфере страха и подавленности. Такой предмет способен отягощать не только  интерьер, но и сознание. Ручной ковёр обладает удивительной способностью впитывать энергию мастера и того места, где он долго находился.

 

Мытье «купольного» иранского ковра.

Мытье «купольного» иранского ковра.

 

Мыть ковёр чистой водой или вывешивать на солнечный свет полезно не только с практической точки зрения, но и для его тонкой структуры. В заботливых руках и при правильном отношении даже «трудный» ковер  может преобразиться.

Главное не забывать, что изначальное назначение ковра организовывать возвышенное и умиротворенное  пространство.

 

Ковры с цветочными мотивами

Ковры с цветочными мотивами

 

За многие века существования коврового искусства родилось множество стилей, техник, разновидностей, подходов, традиционных и авторских. Геометрические, цветочные, сюжетные, фактурные, абстрактные, каких только не существует сейчас ковров. Авторские ковры и гобелены так же невероятно  разнообразны.

 

Выставка современных ковровых работ

Выставка современных ковровых работ

 

Присмотримся к одной из таких авторских вещей. Ее образы лежат в ключе нашего повествования.

Это ковровое панно выткано в наши дни в Горном Алтае, невдалеке от тех мест, где был найден Пазырыкский ковер.   Это своеобразное авторское приношение древнейшему искусству ковроткачества. Ковер носит имя «Умай Энэ».

По легендам Умай-Энэ олицетворяет Матерь всего сущего.  В центральной части композиции образ Умай — Энэ символически совмещен с Древом Жизни перед которым предстоят животные.  Подробнее об этой работе и ее символах  можно посмотреть здесь.

 

Ковровая работа "Умай энэ" Фото: Игорь Хайтман

Ковровое панно «Умай — Энэ» Фото: Игорь Хайтман

 

Возвращаясь к истокам ковроткачества можно с уверенностью сказать, что назначение подлинного ковра — сближать и объединять видимое и невидимое, земное и небесное.

 

Н.К.Рерих  Ковер-самолет Из серии Гималаи

Н.К.Рерих Ковер-самолет Из серии Гималаи

 

Быть посередине между Небом и Землей.  Отсюда и многозначительность сказочного ковра-самолета.

 

Ворсовый шелковый ковер

Ворсовый шелковый ковер

 

Ковер задуман отнюдь не просто как предмет интерьера.

 

Натянутая основа. Фото: Дмитрий Чистопрудов

Натянутая основа. Фото: Дмитрий Чистопрудов

 

Это вещь, сделанная при помощи  большого труда и высокого мастерства. Рукотворное произведение, прославляющее нерукотворные творения Создателя.

 

В процессе ковровой  работы

В процессе ковровой работы

 

Это символический алтарь, полный универсальных образов. Это лестница сближающая миры, возвышающая  мысли и чувства.

Может быть, именно это в символических образах передавали ковровые манускрипты?

 

Купол  иранской мечети. В центральном медальоне обыграны традиционные ковровые ковровые мотивы, что создает впечатление колоссальных размеров  великолепного ворсового ковра.

Купол иранской мечети. В центральном медальоне обыграны традиционные ковровые ковровые мотивы, что создает впечатление колоссальных размеров великолепного  ковра.

 

Мир наполнен удивительными переплетениями образов, красок и смыслов. Вокруг и внутри существует сотканный невидимой вездесущей силой бескрайний Ковёр Мироздания.

И частица этого Великого Ковра отражается в каждом живом существе.

 

Портрет на фоне ковра. Автор: Наталья Милошевич

Портрет на фоне ковра. Автор: Наталья Милошевич

 

 

Авторские вещи можно посмотреть  здесь и здесь

 

Цитаты в тексте:

1. Н.К.Рерих. «Подземные жители» сборник статей «Шамбала» с.137 «Бисан–Оазис» М.: 1994
2. Ж.Сент — Илер. Криптограммы Востока с. 59-61 «Угунс» Рига: 1999
3. Н.В.Полосьмак, Л.Л. Баркова. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая 4 — 3 веков до нашей эры. с.159 «Инфолио» Н-ск.: 2005
4. Ковровая сказка. Творчество Рувима Мазеля и традиционное ковровое искусство туркмен. с.51 Гос. муз. Востока «Галарт» М.: 1995
5. Золотые Олени Евразии. Под общей редакцией Б.Б. Пиотровского с.7 «Славия» С.-Пб.: 2003
6. Л.М. Буткевич. История орнамента с.23 «Владос» М.: 2004
7. «Русское народное искусство», с.32. С-Пб.: 1914
8. Н. Апчинская О творчестве Рувима Мазеля с.12 Гос. музей Востока «Галарт» М.: 1995

Используемая литература:

 Е. Антушева. К этимологии христианской лексики. Философский факультет, кафедра русского языка. Тарту 2005 http://dspace.ut.ee/
 

К.ф.н. Е.Н. Васильева, Я.С. Атрощенко. Ковровая символика Востока Опубликовано: Туризм и сервис в панораме тысячелетий. Альманах. Вып. 3. М.: МПГУ, РГУТиС, 2011. С. 72-83. http://refdb.ru/

 В.Е. Войтов. Древнетюркский пантеон и модель мироздания Государственный Музей Востока М.: 1996

Ю.Я. Герчук. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментальных образов «Галарт» М.:1998

Ковер в восточной культуре http://www.carpethouse.ru/                                                                      

Н. Майборода. Ткань времени http://www.vokrugsveta.ru/

Мифологический словарь «Советская Энциклопедия» М.: 1990

В.И.Савицкая. «Превращение шпалеры», Галарт, М.: 1995

Сокровища Эрмитажа. Под общей редакцией Б.Б. Пиотровского «Советский художник» Л.: 1969

М.В. Яцыщина Проникаясь духом ковра

М.В. Яцыщина Тайнопись Пазырыксого ковра

 

 

Всем творческой радости!

Марианна Яцышина




Поделитесь впечатлениями Вконтакте



Поделитесь впечатлениями в Facebook

5 Комментарий


Оставьте свой комментарий