Образ ковра
Образ ковра – это образ мира…
Рувим Мазель.
Удивительные легенды собраны вокруг образа ковра.
Создание ковра это словно сотворение мира.
Ткань ковра — прообраз неба на земле.
Ковер как храм и лестница в небо.
Для меня знакомство с ковром началось с ковра-самолета. Помню свои детские переживания от картины Васнецова. Она стала каким-то связующем звеном, притяжением. Даже не сколько к сказке, а именно к ковру.
И потом новый смысл обрели слова: «Мы думали, что ковёр-самолет из сказок принадлежит только детям, но вскоре поняли, что хотя каждая фантазия по-своему ткет прекрасный ковер, украшающий жизнь, тем не менее, именно этот ковер несет следы великой реальности прошлого». (1)
Все же начну с ковра, а самолет или особый предмет в интерьере, решить еще предстоит. Ковёр вдохновляет замечать нечто невидимое. Стоит только приглядеться внимательнее к изготовлению ручного ковра.
Технологический процесс создание ковра за многие века остался почти без изменений.
Все так же сложно, но и все так же живописно.
Пусть не смущает словосочетание — технологический процесс, на самом деле это ничуть не скучно. И мало того, что не скучно. С него-то и начинаются многогранные открытия.
И первое для меня было открытие, когда сама начала ткать, что это не только трудно, а временами даже тягостно и невыносимо долго. Но тем не менее, всё равно притягательно и как-то даже магично. Во время ковроткачества происходит нечто такое, что сложно описать словами…
И меня посетила идея попробовать разобраться в истоках. Что же там, в самой глубине заложено было изначально. Что это за действо такое — ковроткачество.
С материальной точки зрения, ковры дело выгодное. Но не сколько для самих ковроткачей, сколько для посредников. Да, конечно, этот труд вознаграждается. Впрочем, сами мастера не зарабатывают и десятой доли того, что имеют перекупщики и торговцы ручных ковров. Это ни для кого не секрет.
А для тех, кто покупает крупные ручные ковры, чаще всего эти вещи не выходят за рамки интерьерных предметов роскоши и особых признаков личного престижа.
И все-таки в традиционно ковровых регионах, начало работы над ковром до сих пор считается праздником. В честь ковра исполняется специальная песня, своеобразный зачин. Воспевается и сам будущий ковер и процесс его создания.
Ведь ткут ковры по прежнему целыми семьями, деревнями, даже районами. Из поколения в поколение. Обучаются с раннего возраста и этим зарабатывают себе на хлеб пока позволяет зрение, силы и здоровье.
Ковер ведь, действительно, требует очень долгого и усердного труда, который порой может растягиваться на годы. Мастера своего дела стремятся запечатлеть все, на что они способны, чтобы произведение, стало исключительным и неповторимым.
Тем более, что технических рисунков для традиционных ковров большое разнообразие, хотя каждый мастер все равно ограничен своим заказчиком и особенностями своего региона.
В этом смысле проявить вольность и фантазию легче независимым авторам, но как правило, это уже выходит за рамки сложившихся ковровых традиций.

Создание ручных ковров нельзя считать лишь женским искусством. Есть районы, где традиционно ковры принято ткать мужчинам.
К счастью, промышленное производство ковров не сумело окончательно вытеснить традиционное ковроткачество. До сих пор лучшие ковры создаются вручную на основе многовекового опыта.
Как древние, так и современные рукотворные ковры выполняются на вертикальных или горизонтальных станках с использованием простых приспособлений и инструментов – колотушка, крючок, ножницы или нож.
Даже при всей доступности промышленной пряжи, многие по прежнему придерживаются старых традиций. Очищенную шерсть — кудель — вытягивают на деревянном веретене, образуя из нее нить.
Такая нить мягче и прочнее машинной. Окрашивать пряжу предпочитают по возможности натуральными красителями.
В каждом регионе есть свои для этого приёмы и секреты. Натуральные оттенки не настолько яркие, зато имеют свойство углублять со временем свой цвет.
Ковровый станок, это, по сути, большая рама, а то и просто несколько скрепленных жердей. На станок круговым образом натягивается прочная нить – основа.
Навивание основы, переплетения нитей, завязывание узлов, каждый их этих, казалось бы нехитрых действий, имеют свое особое место и значение.
Нити основы в космогонии ткачества олицетворяют первичную материю, возникшую из невидимого пространства. Именно основа и становится прочным каркасом для овеществления ковра. Эти нити играют важнейшую роль в ковровом действе. Основа представляет из себя осевую вертикаль, на которую наслаивается всё последующее.
В ковровом символизме вертикальные нити основы выражают небесный принцип. Горизонтальные нити, создающие орнамент это земля. Ковровые узелки отвечают за скрепление элементов. Изнанка ковра — внутренняя жизнь, лицевая сторона — внешнее проявление. Пряжа это время, а скручивание нити — судьба. «Какова нить, такова и жизнь» — звучит народная мудрость.
Основа это начало начал всего ковра. Но с каждым новым рядом основа исчезает из виду и впоследствии делается полностью невидимой глазу, скрывается с лицевой стороны. На внешней стороне остается только уток (ударение на о). Существует множество ткацких переплетений, но всегда сохраняется главное — нити утка крест-накрест переплетается с основой.
Собственно процесс переплетения основы и утка и есть фундамент всего ткачества. Но ворсовые ковры создаются еще и с помощью завязывания специальных узелков, образующих ворс. А в некоторых коврах роль узелков выполняет узкая косичка или крупные петли.
В одном квадратном метре классического ворсового шерстяного ковра может быть 90–360 тысяч узелков, а в шелковом ковре доходит до нескольких миллионов узелков на один квадратный метр коврового полотна. Неудивительно, что крупные ковры с высокой плотностью ткут по несколько лет. Есть истории, когда ковры ткались несколькими поколениями и это ничуть не миф.

Фрагмент персидского ворсового ковра. Арабески и лепестки крупных цветов вытканы серебряными и золотыми нитями.
Неслучайно ковроткачество считается ремеслом божественного происхождения. Удивительные легенды собраны вокруг образа ковра. В ткань первичного ковра вплеталась каждая жизнь. Ковер мыслился прообразом неба на земле.
У многих народов можно встретить легенды о Богах которые обучали ткачеству. Особые священные образы связаны с темой создания полотна.
Можно найти упоминание о Той, у которой множество имён: —
«Покрывшая Лик Свой, соткавшая пряжу дальних миров».
«Из спирали Света знак соткала Сама в молчании». (2)
Вообще, тема нити судьбы и божественного полотна в котором переплетены все наши судьбы заслуживает особого внимания. В самых различны культурах, те, кто имел дело с нитью и умел создавать полотно, наделялись особым пониманием тайн Природы.
В Древнем Египте, Индии, Междуречье, на Американском континенте, Кавказе, Китае, и конечно, в Средней и Центральной Азии, где только не создавали ковры. Ковроделие было хорошо известно во всех узловых культурных очагах нашей планеты.
С глубокой древности существовали ковроткацкие мастерские, где создавались ворсовые и гладкие ковры, подчас просто невероятные по тонкости исполнения.

Фрагмент ворсовго ковра из Пятого Пазырыксого кургана. Плотность ковра: около 360 тысяч узлов на квадратный метр
Такие ковры принадлежали храмам и правящим династиям. Неслучайно, что некоторые из них впоследствии были найдены в царских гробницах и курганах.
Фрагментов старинных изделий сохранилось немало и по ним можно судить, что технология изготовления и эстетика композиций не только уступает лучшим современным вещам, но часто и на порядок выше.
Искусство ковроткачества вызывает подлинное восхищение. Пластичные и ясные образы, загадочные символы, гармоничные композиции. Они продолжают волновать и вдохновлять. Особенно если проникаешь в их суть, и начинаешь улавливать символический язык.
Можно утверждать, что это искусство было подобно священному действу, которым в прошлом владели знающие тайны законов Бытия. Осмысленно и глубоко строились первоначальные орнаментальные композиции, подбирались цветовые сочетания, создавались технические приемы.
Ковроткачество вполне можно уподобить духовной практике. Само по себе долгое сосредоточение и неподвижность необходимые для работы над ковром наводят на размышления.
Кто были создатели древних ковров, замечательные мастера цвета и композиции?
Несомненно, ковровое мастерство предполагало дисциплину ума и тела, хорошо развитое пространственное мышление и воображение. Даже копирование традиционных ковровых рисунков обязывает ко многим умениям. А что говорить о создании рисунков, продумывании деталей, техники, колорита, сочетаний, взаимосвязей.
Есть предположения, что прежде чем, искусство производить ковры стало традиционным и широко распространилось, оно долгое время было храмовым мастерством. Предназначение которого еще предстоит исследовать.
Но уже сейчас не вызывает сомнений, что за многообразием ковровых форм скрыт первоначальный одухотворенный смысл предмета. Подобно древним манускриптам, ковры могут раскрывать перед вдумчивым взором свои удивительные истории.
Ковроткачество зародилось в далекую пору, чему есть достаточно археологических свидетельств. Однако до сих пор остается необъяснимым отчего: —
«Техника ручного ковроделия, созданная, по-видимому, около трех тысячелетий тому назад, сразу оказалась настолько высокой, что в лучших образцах практически не изменилась до наших дней». (3)
Среди самых старинных ковров особым образом выделяется — Пазырыкский. Этот ковёр было обнаружен в Горном Алтае в 1949 году в курганах скифского периода. В хорошо известном теперь урочище Пазырык в долине Большого Улагана на Восточном Алтае, экспедиция под руководством советского ученого профессора С.И. Руденко в результате раскопок обнаружила уникальные вещи.
Подлинной сенсацией стал шерстяной ворсовый ковёр изумительной работы. Такого рода органические вещи обычно бесследно исчезают под толстым слоем грунта уже спустя столетие. Но благодаря вечной мерзлоте образовавшейся в курганах, ковер пролежал в алтайской земле две с половиной тысячи лет.
Великолепная техника и сложная орнаментальная композиция указывает на плод зрелого мастерства. Спустя две с половиной тысячи лет этот ковер как бы заново родился.
«…И оживает он в узоре многоцветном — то дух ковра». (4)

Древнейший из известных ворсовых ковров. Найден в урочище Пазырык на востоке Горного Алтая в кургане скифского времени
Ковер имеет почти квадратную форму, его размер 200 на 183 см. На одном квадратном метре этого ковра завязано около 360 тысяч шерстяных узелков, а во всём ковре свыше 125 тысяч узелков, это считается наиболее высокой плотностью для шерстяного коврового изделия.
Ворсовая поверхность выполнена с помощью двойного симметричного узла «хордиес» известного и поныне. Цветовое решение насыщенное и глубокое. Переливы оттенков придают ковру особую безупречность. На эту вещь хочется долго и сосредоточено смотреть. Краски, композиция, и каждый образ в отдельности, создают удивительное настроение тайны.
Существует большое количество версий и предположений о месте его производства и народе у которого было развито ковроткачество на столь высоком уровне. Об этом рассуждают археологи, художники, искусствоведы, ковроткачи, историки в самых разных странах и регионах. Можно сказать лишь одно — «Сфинкс» Пазырыкского ковра продолжает ждать своего Эдипа.
«Олени Пазырыкского ковра — это вечная загадка, спор о том, что где, когда и зачем эти фигуры были вытканы. Между ними множество изображений и образов, целый мир красоты и целый мир учености, романтичной и увлекательной». (5)
Таинство этого ковра еще и в том, что постепенно словно начинают открываться многочисленные завесы, проясняя символический строй этой древней мандалы.
Геометрически размеренная композиция, ритмика повторяющихся элементов, все сделано удивительно точно и гармонично. Привлекают внимание фигуры оленей, грифонов и всадников, шествующих вокруг центрального поля. В целом все участники этой ковровой мистерии имеют свое смысловое звучание.
Фигуры всадников и оленей защитной цепочкой окружают центральное поле ковровой композиции. На этом поле вытканы квадраты в которых крестообразные восьмиконечные символы напоминающие цветок и одновременно фигурку с крестообразно поднятыми руками.
Движение в ковре подчинено замыслу вращения, где орнаментальные полосы выражают ритмику спиральной лестницы ведущей вверх. Кружение фигур происходит вокруг статики поля мерцающего восьмиконечными знаками. Завораживают двадцать четыре квадрата с крестообразными формами внутри на центральном поле. Они словно семена невиданных растений, упавшие с древних высот.

Деталь центрального поля Пазырыксого ковра с хорошо прослеживаемым архаичным цветочным символом Матери — Древа Жизни.
В этих центральных фигурах ясно прослеживается образы цветка и звезды. Это один из излюбленных в символизме орнаментального искусства мотив под общим названием — Древо Жизни. На символическом языке Древо Жизни, в свою очередь, обозначает Великую Матерь, подательницу всей жизни. Глубоко и содержательно объединение столь значимых образов в едином изображении.
Взаимосвязь изначальных символов Великой Матери и Древа Жизни можно рассмотреть даже в сложных и насыщенных деталями ковровых цветках. В самом центре этой многолучевой звезды — цветка равноконечный крест с центральной точкой пересечения всех линий.
Смысловой очаг в такой композиции заключен именно в средоточии пересечения линий. В самом сердце образа крестообразного цветка. Впоследствии, космогоническое содержание цветущего Древа Жизни ушло на дальний план. Но сохранилось повсеместное распостранение и обильное украшение этого мотива.
Вообще, изображение цветка и древа не стоит недооценивать по глубинному содержанию. В текстиле это один из наиболее популярных композиционных сюжетов.
Даже при утере глубинного смыслового содержания и загруженности формами, все равно цветущие мотивы несут заряд прославления природы и жизни.
Цветущее Древо Жизни — одно из древнейших символических изображением Великой Матери, нашло свое продолжение в искусстве монотеистических религий.
«Вспомним, в частности, восточный ковер, символизировавший в древности своей формой и орнаментом плоскостную картину мира». (6)
Ритмическое и симметричное чередование ковровых элементов в разных направлениях создает впечатления вращения. Такой прием распространен в орнаментальных композициях.
Этот особый ритм вращения, который задается в Пазырыкском ковре, приводит к образу алтаря или мандалы. Как особо выстроенной сферы обитания божества. Неслучайно будет сравнение квадратного ковра со сферической мандалой.

Мандала Белой Тары. В данном случае центральную часть сферы занимает не символический, а вполне конкретный образ божества.
Характер мандалы универсален. Она определяется, как психокосмическая система, которая задает особый вселенский ритм. В Пазырыкской ковровой композицией видится именно выстроенная психокосмическая система мандалы. Картины мира, в центре которой символическое изображение Матери — Цветка — Древа Жизни.
Симметрично повторенные элементы служат в орнаментальном искусстве подчеркивают священную гармонию мироздания. При создании ковра орнамент как бы вплавляется в структуру основы. Нанизывается слой за слоем, узелок за узелком. Трудоемкость такого производства слишком высока, чтобы бессмысленно заполнять ковровое пространство.
Все традиционные образы таят в себе как минимум три уровня прочтения. Несомненно, в задачу коврового полотна изначально входила функция передвижного алтарно — молитвенного пространства.
В архаичных литературных памятниках отражено построение крестообразных алтарей, как части гармонии Вселенной. Нет сомнений, что крестообразный метод переплетения ковровых нитей и сам принцип орнаментального построения ковра имеет глубокие смысловые параллели с древними алтарями. Крест и квадрат обусловлены не только особенностями ковровой техники. Они задают изобразительному ритму особый смысл.

Фрагмент традиционного геометрического ковра напоминающий по форме алтарь с фигурой Древа Жизни в центре.
Ковер, как нельзя лучше отвечал задаче возвышенного — молитвенного пространства. Сравнение, казалось бы, плоского ковра с возвышением алтаря (латинское altus «высоко расположенный») вполне закономерно. Прочный, эффектный, насыщенный символическими образами, он являлся средоточием представлений о мире и его Создателе.
Не случайно в мусульманском мире получил такое замечательное развитие молитвенный ковер. Это целое направление в ковроткачестве, со своими особенностями и жанрами. Впрочем, истоки ковра, как места для моления, уходят задолго в доисламскую эпоху.
Надо сказать, что в других культурах и религиях так же распространены молитвенные ковры. В христианстве по сей день принято стелить ковер в алтарной зоне храма.
В буддизме широко используются замечательные медитационные небольшие ковры.
Вступить на ковер означает перейти в иную область. Независимо от того, где находится ковер на стене или на полу, он создан быть входом в иное пространство. Создание внутри себя некой безмолвной области для молитвы или медитации, это то самое, что было когда-то определено, как «храм внутри нас». На внешнем же плане молитвенно-созерцательную область вполне может обозначать такой предмет как ковер.
Невозможно обойти вниманием и само слово ковёр.
Этимология наука захватывающая, порой чтобы разобраться в происхождении одного слова приходится погружаться в исторические глубины.
На греческом языке ковёр звучит как – «тапес», на латыни – «тапетум», что дало в дальнейшем корневую основу в разных европейских языках для обозначения коврового ткачества. Отсюда английские слова carpet — ковёр и tapestry — гобелен. На французском — tapisserie — и снова от латинского tapetum.
Но еще более становится интересно, что древнеиндийское слово tapati «греет», taptas «теплый», (лат. tepidus «теплый») восходит к общеславянскому topiti «нагревать», букв. «заставлять быть теплым», древнерусское «топити». Мы и сейчас говорим, что печку надо топить, тем самым подчеркивая, что разжечь будет мало, надо еще поддерживать огонь во времени, то есть топить. Как не вспомнить прямое назначение ковра — согревать, утеплять.
Ковер символизировал центральную ось дома — очаг, огонь. Ковер поддерживал тепло в доме и украшал быт.
А благодаря своим орнаментам еще и нёс в себе глубинные смыслы. Исключительно гениальная идея наполнять материю согревающую пол и стены, еще и содержательными символами и образами.
Но какая тут связь с самим словом «ковёр»? Многими исследователями это слово определяется как восточное заимствование в русский язык. Древнейший тюркизм родом из кыпчакского языка, где kower имеет значение скорее войлочной кошмы, одеяла. Войлочные изделия, любимые и востребование всеми тюркскими народами, их тоже принято называть коврами. Замечательные валянные вещи тоже принято называть коврами.
Надо отметить, в уже упомянутом Пазырыкском кургане были найдены великолепные войлочные произведения. Особо обращает на себя внимание крупный войлочный ковер со сценой предстояния всадника перед Богиней. Почитание Богини в облике царственной женщины встречается настолько же часто, как и совмещение ее образа с Древом Жизни.
Высокое качество войлочных изделий говорит о богатом опыте работы в этой технике валяния. Исходя из всего этого, версия привнесенного в русский язык тюркизма для обозначения теплого узорного покрытия вполне оправдана, но ее нельзя считать исчерпывающей.
И здесь пришло время обратить внимание в слове «ковер» на славянский корень «ков» (ковать, подкова, ковчег, ковш, ковер). Древнерусские свидетельства, такие как «Сказание о Борисе и Глебе» и Ипатьевская летопись, где встречаются эти слова, совершенно исключают версию о заимствовании из английского cover.
Например, в Ипатьевской летописи (1175 г.) отмечаются слова «оковывать» в значении «покрывать», «делать», «изготавливать». Заметьте: покрывать, изготавливать и делать, а не только обрабатывать молотом железо. Еще не так давно бытовало выражение «кованый платок», в смысле узорной ткани расшитой золотыми нитками.
Глагол «ковать» настолько плотно переплелся с кузнечным делом, что сложно представить, нечто иное. Но можно вспомнить такие словосочетания, как ковать свою судьбу, счастье, характер. Здесь под ковкой подразумевается творить, делать напряженно, с трудом, с усилием.
На санскрите слово «украшать» имеет двойной смысл: сделать с искусством, сделать с трудом. Лучше не скажешь. Да и изготовление ковра не обходится без специальным инструментов. Необходимо прибивать ряд за рядом, создавая тем самым плотность, что сродни методичной ковке по металлу.
Осторожно снимая слой за слоем многовековой этимологической штукатурки, открываем первоначальный смысл . Корень kovati, который используется в славянских языках, в родственных индоевропейских языках служит для обозначения жреца, вождя, волхва. Древнеиндийское kavi, авестийское kavi – «вождь». Таким образом, возникает интересная версия.
Слово ковёр по своему этимологическому значению имеет индоевропейское, а точнее индоиранское происхождение. И это вполне логично.
Ближе всего к первоначальному значению будет словосочетание — изготовить с помощью усилия, труда.
Можно еще сказать — покрыть с умением поверхность.
Ковер был не только способен покрывать поверхность и согревать (древнеиндийское tapati «греет»). С помощью материи, знаковой символики и усиленного труда выстраивалось полотно, которое организовывало пространство. Именно пространство располагающее к молитвенному созерцанию. Такова первоначальная сакральная задача ковра, как прикладного предмета искусства.
Создание подобного рода знакового предмета являлось делом исключительного значения. Мастер, изготавливающий такую вещь, без сомнений являлся в глазах древнего общества жрецом, волхвом, вождем. Тем более, речь идет об обществе, в котором функции священнослужителя и ремесленника еще не были окончательно разделены.
Возвышенные культы отправлялись равно как мужчинами, так и женщинами, так что под kavi – «вождь, жрец» можно подразумевать и жрицу.
Несомненно, что среди образованных слоев общества было почетно заниматься ковроткачеством. Достаточно вспомнить легендарную гомеровскую царицу Пенелопу. Ковёр, которой она ткала, распускала и снова ткала имел знаковое значение для всего сюжета «Одиссеи».
Кроме символизма изменения течения времени и судьбы заложенного в этом действе , есть еще и практическая сторона. В истории известны немало ковров сделанных руками женщин из очень знатных семьи, и такие вещи особенно ценились. «Ковры прославляли искусство и трудолюбие часто весьма высокопоставленных женщин, окруженных ореолом высокой добродетели». (7)
В Туркмении, издавна славной своими коврами, сохранилась легенда: «Великая матерь племен туркменских увидела сон, в котором голос солнца повелел ей выбрать трех девушек и научить их ткать по белой основе узор из разноцветных шерстяных ниток… От праматери ведут свое происхождение все типы туркменских ковров…» (8)
Интересно разобраться в различных функциях ковра, как особого предмета в интерьере. Тем более, что с его сакральным значением все более-менее прояснилось.
В целом, стилей и направлений в ковровом мире огромное разнообразие. Они значительно отличаются техникой и традиционными орнаментами. Но можно попытаться условно поделить их на несколько узнаваемых видов.
1. Ковры заграждающие или «теплые».
Эти ковры служили защитой во всех смыслах. Их местоположение в доме — пол, дверь, очаг, стена, всевозможные места перехода из холода в тепло в жилом пространстве. Они являлись заграждением, укрытием, смягчением и любимым интерьерным украшением. Не случайно существует поговорка — дом начинается там, где расстелен ковёр.
Орнаменты, стили, жанровые решения зависят от особенностей и традиций местности. Они были и остаются очень популярными и по-прежнему функциональными предметами интерьеров во всех частях света.
К обширному семейству «теплых» ковров относятся и знаменитые европейские шпалеры, прямое назначение которых тоже было удержание тепла в каменном помещении. Гобелены, которые украшают музеи и дворцы, зародились именно в семействе «теплых» заградительных ковров.
2. Ковры дорожные или «перевозные».
Узкие ковровые дорожки предмет пришедший в городской быт из кочевой культуры. Перевозные ковры при кочевом передвижении были незаменимой вещью.
Ковровая дорожка с вытканными на ней добрыми знаками брала на себя, кроме прочего, и функцию дорожного оберега.
К семейству узких ковровых изделий можно отнести ковровые сумки, подушки, пояса. И ковровые полосы с вытканными на них особыми знаками, которыми стягивали прутья юрты или кибитки.
Разнообразие небольших ковровых изделий сопровождавших в пути и на стоянках, получили свое новое декоративное звучание в современном мире в виде кресельных ковриков, сумок, обуви. В том числе интересные дизайнерские вещи с элементами выполненными в технике ковроткачества.
3. Ковры свадебные или «особые».
Свадебные ковры, а точнее сказать ковры тонкой выделки носили первоначально знаковый характер орнаментальных семейных благопожеланий. В тех местностях, где было распространено ковроделие, ковры непременно участвовали в свадебных обрядах. Известные сюжеты о краже невесты в ковре ни что иное, как более современные реплики гораздо более архаичных обычаев.
Но можно смело утверждать, что сделанная руками невесты тканная вещь, украшенная знаками благополучия и процветания, становилась особой семейной реликвией. А подаренный на свадьбу ковер занимал место в спальне у изголовья. Отсюда в дальнейшем стала популярна традиция прикроватных ковриков. В современном обществе первоначальный смысл «свадебных» покрывал почти утерян. Хотя обычай вешать над кроватью нарядный коврик отчасти сохранился.
Коснувшись свадебных обычаев нельзя обойти и тему похоронных обрядов. Особо значимые ковры, которые переходили из поколения в поколение, нередко участвовали и в погребении.
Надо сказать, что Пазырыкский ковёр тоже ведь не случайно попал в курганное захоронение. Хотя очевидно, что этот ковер принадлежит к семейству «храмовых»и композиционно решен как алтарное пространство. Маловероятно, что Пазырыкский ковер специально задумывался для участия в погребении. Но обстоятельства и условия оказались таковы, что он вместе с умершим отправился в иной мир.
Отголоском давних обрядов, когда ковер сопровождал царя или вождя в другое пространство является, например, суфийский и в целом исламский обычай покрывать ковром тонкой работы надгробие святого человека в знак особого почтения.
Известен, например, «Жемчужный ковёр» который выткан для украшения гробницы пророка Мухаммеда в Медине и декорирован бриллиантами и жемчугом.
4. Ковры храмовые и «купольные».
Это наиболее эффектное и узнаваемое ковровое семейство. Их задача выделять особое возвышенное место, алтарь, престол, трон, личное молитвенное место и в целом, храм. На сегодняшний день разновидностей храмового семейства ковров великое множество.
Среди вошедших в историю храмовых ковров можно вспомнить златотканый «Массах» – легендарное ковровое полотно служившее входом в алтарный придел Иерусалимского храма.
Мы уже вспоминали мусульманские михрабы – молитвенные ковры. Они изображают ворота, лампаду или нишу в храме. У этих ковров, в отличии от симметричных, ярко обозначен принцип верха и низа, подножия и вершины, купола и основания.
Ковры с цветочными мотивами имеют истоки в символе Древа Жизни, что придает им особую возвышенную атмосферу.
В храмовом семействе особо выделяется так называемый купольный ковер. Его отличает центральный медальон, от которого расходятся композиционные лучи. Изначальная задача такой композиции – отражение небесного мира в земном.
Гармония достигалось с помощью симметричных композиций и изумительных колоритов. Словно отражение в водоеме прекрасного райского сада или храма.
Такой ковер привносит в каждодневный быт настроение гармонии и спокойствия. Это одна из самых узнаваемых и распространенных ковровых композиций.
К сожалению, ковер порой может быть перегружен деталями или не всегда быть приятными для глаз.
Стоит сказать, что надо быть внимательным к своим ощущениям, которые рождает тот или иной ковёр. Далеко не всегда они могут быть положительные, особенно если вещь была сделана в атмосфере страха и подавленности. Такой предмет способен отягощать не только интерьер, но и сознание. Ручной ковёр обладает удивительной способностью впитывать энергию мастера и того места, где он долго находился.
Мыть ковёр чистой водой или вывешивать на солнечный свет полезно не только с практической точки зрения, но и для его тонкой структуры. В заботливых руках и при правильном отношении даже «трудный» ковер может преобразиться.
Главное не забывать, что изначальное назначение ковра организовывать возвышенное и умиротворенное пространство.
За многие века существования коврового искусства родилось множество стилей, техник, разновидностей, подходов, традиционных и авторских. Геометрические, цветочные, сюжетные, фактурные, абстрактные, каких только не существует сейчас ковров. Авторские ковры и гобелены так же невероятно разнообразны.
Присмотримся к одной из таких авторских вещей. Ее образы лежат в ключе нашего повествования.
Это ковровое панно выткано в наши дни в Горном Алтае, невдалеке от тех мест, где был найден Пазырыкский ковер. Это своеобразное авторское приношение древнейшему искусству ковроткачества. Ковер носит имя «Умай Энэ».
По легендам Умай-Энэ олицетворяет Матерь всего сущего. В центральной части композиции образ Умай — Энэ символически совмещен с Древом Жизни перед которым предстоят животные. Подробнее об этой работе и ее символах можно посмотреть здесь.
Возвращаясь к истокам ковроткачества можно с уверенностью сказать, что назначение подлинного ковра — сближать и объединять видимое и невидимое, земное и небесное.
Быть посередине между Небом и Землей. Отсюда и многозначительность сказочного ковра-самолета.
Ковер задуман отнюдь не просто как предмет интерьера.
Это вещь, сделанная при помощи большого труда и высокого мастерства. Рукотворное произведение, прославляющее нерукотворные творения Создателя.
Это символический алтарь, полный универсальных образов. Это лестница сближающая миры, возвышающая мысли и чувства.
Может быть, именно это в символических образах передавали ковровые манускрипты?

Купол иранской мечети. В центральном медальоне обыграны традиционные ковровые ковровые мотивы, что создает впечатление колоссальных размеров великолепного ковра.
Мир наполнен удивительными переплетениями образов, красок и смыслов. Вокруг и внутри существует сотканный невидимой вездесущей силой бескрайний Ковёр Мироздания.
И частица этого Великого Ковра отражается в каждом живом существе.
Авторские вещи можно посмотреть здесь и здесь
Цитаты в тексте:
1. Н.К.Рерих. «Подземные жители» сборник статей «Шамбала» с.137 «Бисан–Оазис» М.: 1994
2. Ж.Сент — Илер. Криптограммы Востока с. 59-61 «Угунс» Рига: 1999
3. Н.В.Полосьмак, Л.Л. Баркова. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая 4 — 3 веков до нашей эры. с.159 «Инфолио» Н-ск.: 2005
4. Ковровая сказка. Творчество Рувима Мазеля и традиционное ковровое искусство туркмен. с.51 Гос. муз. Востока «Галарт» М.: 1995
5. Золотые Олени Евразии. Под общей редакцией Б.Б. Пиотровского с.7 «Славия» С.-Пб.: 2003
6. Л.М. Буткевич. История орнамента с.23 «Владос» М.: 2004
7. «Русское народное искусство», с.32. С-Пб.: 1914
8. Н. Апчинская О творчестве Рувима Мазеля с.12 Гос. музей Востока «Галарт» М.: 1995
Используемая литература:
Е. Антушева. К этимологии христианской лексики. Философский факультет, кафедра русского языка. Тарту 2005 http://dspace.ut.ee/
К.ф.н. Е.Н. Васильева, Я.С. Атрощенко. Ковровая символика Востока Опубликовано: Туризм и сервис в панораме тысячелетий. Альманах. Вып. 3. М.: МПГУ, РГУТиС, 2011. С. 72-83. http://refdb.ru/
В.Е. Войтов. Древнетюркский пантеон и модель мироздания Государственный Музей Востока М.: 1996
Ю.Я. Герчук. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментальных образов «Галарт» М.:1998
Ковер в восточной культуре http://www.carpethouse.ru/
Н. Майборода. Ткань времени http://www.vokrugsveta.ru/
Мифологический словарь «Советская Энциклопедия» М.: 1990
В.И.Савицкая. «Превращение шпалеры», Галарт, М.: 1995
Сокровища Эрмитажа. Под общей редакцией Б.Б. Пиотровского «Советский художник» Л.: 1969
М.В. Яцыщина Проникаясь духом ковра
М.В. Яцыщина Тайнопись Пазырыксого ковра
Всем творческой радости!
Марианна Яцышина
[…] Авторское осмысление пространства ковра и не только … здесь […]
[…] О коврах еще здесь […]
[…] В целом о ковроткачестве рассказываю здесь […]
[…] орнаментами. Ковровая тема подробнее раскрывается здесь. Пятнистая яшма и теплый родонит играют в композиции […]
[…] Авторское исследование Пазырыкского ковра и его символов тут […]