Про Алтай, Индию и счастье

Встречи

Про Алтай, Индию и счастье

Очень разумными мне кажутся традиции в Индии, когда люди ходят в горы как паломники. Но ведь горы у всех народов, в том числе и у алтайцев, — это обитель Богов! Поэтому даже если ты идешь к горам Алтая, к Белухе, как обычный турист, пусть сокровенной целью твоего путешествия будет — поклониться святым местам, подумать о другом, Высшем мире!

Наталья Суртаева  (фрагмент из эссе «Мой Алтай»)

 

Наталья Суртаева

Наталья Суртаева

 

Я родилась и выросла в одном из самых прекрасных и удивительных мест на Земле — Горном Алтае. Здесь же родились и выросли мои мама и папа, мои бабушки и дедушки. Мама — алтайка, папа — русский, из семьи старообрядцев. Так сложилось, что отец погиб, когда я была совсем маленькой, и мы выросли все-таки больше среди моих алтайских родственников. И, наверно, благодаря этому я буквально впитала их необъяснимую, какую-то природную любовь к этой земле.

 

Горный Алтай, Усть-Коксинский район, село Чендек. Фото: Вячеслав Левицкий

Горный Алтай, Усть-Коксинский район, село Чендек. Фото: Вячеслав Левицкий

 

Одно из моих самых ярких впечатлений последних лет — посещение Эрмитажа, и его богатейших коллекций скифов Южной Сибири. До этого, я уже много лет, на своих экскурсиях, рассказывала об этих, просто фантастических находках. О самом древнем в мире ворсовом ковре, об искусстве бальзамирования ушедших, об удивительных украшениях, покрытых тончайшей золотой фольгой, о саркофагах и загадочных татуировках. И тут мне довелось все это увидеть своими глазами. Я была просто счастлива!

О Пазырыкском ворсовом ковре подробнее здесь

 

Олень  - навершие.  Дерево, золото. 5-4 в. до н.э.

Олень — навершие. Дерево, золото. 5-4 в. до н.э. Горный Алтай

 

Но вот что удивило. Когда мы с подругой искали скифские сокровища, случайно забрели в египетские залы. Там ходили, буквально, толпы народа. Папы, мамы и бабушки водят деток за руку, что-то показывают, рассказывают. Взрослых посетителей не меньше — ходят, с интересом все рассматривают. Я чуть было не поддалась этому общему настроению и не осталась там. Но у меня была другая цель. Когда мы все-таки нашли алтайскую экспозицию, с не менее интересными, чем в Египте, и, разумеется, более значимыми для нас находками, то оказалось, что там никого нет вообще. Потом уже, вслед за нами, пришли еще два-три человека — и все. Получается, нам не интересна история Алтая — возможно, потому, что мы почти ничего о ней не знаем и, видимо, не особо-то и хотим знать.

О зверином стиле  подробнее здесь 

 

"Летящий на волке" петроглиф. Фото: Андрей Клюев

«Летящий на волке» Из цикла Петроглифы Алтая. Фото: Андрей Клюев

 

Мы не знаем ни об алтайских сокровищах скифов и гуннов, приводивших в ужас Римскую империю, ни о следах пребывания в наших горах древних тюрков, создавших всего за пятнадцать лет государство, настолько могущественное, что сам византийский император отправил к ним своего посла. Может быть, мы что-то слышали про алтайских шаманов — камах, но скорее всего это были какие-нибудь небылицы, а не достоверный рассказ о фантастической способности человека — перемещаться в разные миры. Мы слышали и о вере в духов, и, может быть, даже видели (кто был на Алтае) деревья, увешанные ленточками, или пирамиды из камней на перевалах и у источников, но вряд ли хотя бы попытались погрузиться в этот удивительный мир природы, наделенной душой и разумом.

 Об алтайских  традициях  здесь 

 

Традиционное обряловое место.  Фото: Игорь Хайтман

Традиционное обрядовое место.  Горный Алтай. Фото: Игорь Хайтман

 

Мы, также, наверняка, слышали о старообрядцах, пришедших на Алтай в поисках Беловодья, но вряд ли знаем, насколько органично они, оседлые жители, вошли в этот мир кочевников. Когда русские пришли в Уймонскую долину, она, конечно же, уже была известна народам Азии. Свидетельство тому — тюркские и алтайские захоронения, разбросанные по всему периметру, алтайские названия, теперь адаптированные для русского уха, да и мы, алтайцы, поныне живущие здесь.

 

На алтайском празднике. Фото: Надежда Ерленбаева

На алтайском празднике. Фото: Надежда Ерленбаева

 

Но, именно здесь, в нашей долине, мы видим обнадеживающий пример того, как люди с абсолютно разным мировоззрением и образом жизни смогли найти общий язык и мирно сосуществовать друг с другом, сохранили свою культуру, язык и традиции, несмотря на очень тесное взаимодействие. И, главное, смогли сберечь окружающий мир в практически первозданном виде и оставить его нам, потомкам.

 

Уймонская долина. Фото: Андрей Кузнецов

Уймонская долина. Фото: Андрей Кузнецов

 

Сегодня, практически все, слышали про семью Рерихов. Но вряд ли многие знают, какой огромный вклад они внесли в историю изучения именно Горного Алтая, какие уникальные исследования по минералогии, этнографии, истории, географии были проведены ими в период пребывания здесь, на Алтае.  

О Рерихах на Алтае подробнее  здесь.

 

Гора Белуха и река Ак-Кем. Фото: Алексей Усов

Гора Белуха и река Ак-Кем. Фото: Алексей Усов

 

К сожалению, даже те, кто живут в наших краях, мало знают о его древней истории и духовном богатстве — об алтайских мифах, песнях, сказках, традициях и обычаях. Для большинства — это пустой звук, но ведь так не должно быть! И мое искреннее убеждение, что культура — это знание, что духовность, о которой сейчас так много говорят, — это знание, и, что экология — это, прежде всего знание.

Об истории и культуре Уймонской долины  можно поосмотреть здесь

Экологическое мышление — это знание, что ты — часть целого. Что все, что ты делаешь, абсолютно все, вернется к тебе самому. Пусть и не в виде брошенного мусора, засоренной речки, но в виде неприятностей точно.

 

Май в Горном Алтае. Фото: Вадим Кононенко

Май в Горном Алтае. Фото: Вадим Кононенко

 

В алтайском героическом эпосе «Маадай-Кара» есть эпизод, когда главный герой ищет своих родителей в подземном мире, и видит там разные картины страдающих людей. Тот, кто не кормил своего коня при земной жизни, не может дотянуться до еды, кто не был предан дому и семье, не может найти покоя — «он бегает из года в год, от юрты к юрте взад-вперед, едва в одну шагнет ногой, бежит измученный к другой». Охотника, который на земле «зверей с излишком добывал, птиц без разбора убивал», герой видит так: «за быстрым зайцем он бежал, чуть лук поднимет — зверь пропал, и бегать так, навеки он за этим зайцем обречен», и так далее.

Есть там и хороший пример, когда муж и жена прожили нелегкую, но мирную жизнь, и теперь — «жена глядит — укрыт ли муж, а муж — укрыта ли жена, и, ни одна из страшных стуж тем людям дружным не страшна». Поистине, человек обязательно пожнет то, что он посеял: если не в этом мире, то в ином точно!

 

 Фото: Павел Филатов

Молчание. Фото: Павел Филатов

 

Алтай прожил без нас сотни тысяч лет, проживет и еще столько же. Давайте оставим его нашим потомкам в том виде, в каком он достался нам! Очень разумными мне кажутся традиции в Индии, когда люди ходят в горы как паломники. Но ведь горы у всех народов, в том числе и у алтайцев, — это обитель Богов! Поэтому даже если ты идешь к горам Алтая, к Белухе, как обычный турист, пусть сокровенной целью твоего путешествия будет — поклониться святым местам, подумать о другом, Высшем мире!

На Алтае есть легенда, что если стать тише и внимательнее, то можно услышать, как бьется сердце Земли. Давайте станем тише, мудрее, добрее. И я уверена, что через какое-то время мы услышим, как бьется сердце нашей малой родины — Горного Алтая — и сердце нашей общей Матери — планеты Земля!

Это было эссе Натальи Суртаевой «Мой Алтай» написанное на конкурс, посвящённый году экологии. 

 

Наталья Суртаева (слева) в алтайском костюме и Марианна Яцышина (справа) во время беседы об алтайской культуре

Наталья Суртаева (слева) в алтайском костюме  во время беседы о традиционной культуре

 

-Наташа,  большое спасибо тебе за эссе, оно получилось очень теплое и  глубокое. Меня сильно тронула тема, как ты показала, что в эпосе «Маадай Кара» имеются настолько интересные и прямые параллели  с учениями Востока.  Ты кроме всего упомянула об Индии. Я знаю, что не так давно ты  побывала там. Как возникла такая идея? В смысле взять и отправиться не куда-нибудь, а сразу в Индию. Совершенно одна, к тому же без английского и без опыта длительных странствий.  Интересны все подробности.  

 

— Как возникла идея? Вот сидела я на родном Алтае, в теплом доме, возле горячей  печки, дети, мама, все при мне. И что-то стукнуло же  мне в голову, и решила я, что надо мне отправиться в путешествие на поиски себя. Ну и отправилась… В Индию, во Вриндаван.

И понеслось. Тринадцати часовое путешествие Усть-Кокса -Барнаул, показалось прекрасной сказкой, по сравнению с одиннадцати часовым переездом Барнаул — Усть-Каменогорск. Уже в Барнауле накрыло. Холод какой-то жуткий, сырость, ветер, мороз. И вот сразу же пришло понимание — ну вот чего, мне не сиделось дома, возле теплой печки, с мамой и с детьми?

 

Наталья Суртаева. Зимний сюжет

Наталья Суртаева. Зимний сюжет

 

Из Усть-Каменогорска перелет в Алма-Аты был коротким , но приятным. Стюардессы в Эйр-Астана, как небесные апсары, спустившиеся с небес бога Индры. Все очень приветливые и очень красивые. Меня по какой-то неведомой мне причине сначала усадили в бизнес-класс. Как потом выяснилось, -ну ошиблась одна из апсар, с кем не бывает? А я думаю, чего они ходят вокруг меня, еще не взлетели, а они уже: ноги Вам укутать пледиком? Может попить? Я соглашаюсь на всё, думаю, может у них так принято? Потом, когда всех усадили, пересчитали, выяснили ошибку — попросили меня пересесть. И больше ноги пледом не кутали.

В аэропорте Алма-Аты ждала одиннадцать часов пересадку на самолет в Дели. Чувствовала себя отвратительно, трое суток почти без сна. В самолете отчаянно пыталась найти попутчиков до Вриндавана. С моим полным отсутствием английского без попутчиков никак.

 

Индийский сюжет. Наталья Суртаева

Наталья Суртаева. Индийский сюжет

 

- Удалось-ли  найти попутчиков? И твои первые впечатления в Дели?

— Попытки кого-то найти не увенчались успехом. Все русскоязычные и англо-говорящие ехали  в другие стороны. В аэропорту час простояла в очереди за визой, потом оказалось, что стояла не в той, пошла в другую и познакомилась с украинской девушкой, которая охотно говорила по-русски и довольно бегло по-английски. Помогла мне заполнить все необходимые бланки. И, поскольку, ее встречали в аэропорту, она очень любезно предложила подвезти непосредственно до Дели.

Дели ошеломил.  После моего привычного и родного Чендека (Республика Алтай, Усть-Коксинский район, кто не знает), где можно выйти на прогулку в сторону горного ущелья  и за весь день не встретить ни одного человека,- это, как бы это помягче сказать -впечатляет!

Сначала никак не могла понять, зачем все эти люди за рулем сигналят друг другу? Теперь думаю, что это просто такой способ общаться. Я тоже глядя на них начала сигналить — спрашивать у прохожих:  где тут у вас басстейшн ор рейлуейстейшн. Все мне радостно улыбаются, размахивают руками, но видно, что не понимают. Остановились пара рикш, один так и не понял, что я от него хочу — уехал, второму сказала :»Биг бас, брм-брм (показываю большой автобус как гудит)ту Вриндаван, Кришна. Вроде понял, попросил за это сто рупий.

 

Кришна- Баларам. Автор: Annas Art

 

Автовокзал «порадовал» еще больше, все смотрели на меня как на инопланетянина, без затей  рассматривая в упор. Я поулыбалась, достала фотографию Кришны и смело сказала: ай уонт ту Вриндаван. Все заулыбались, одобрительно закачали головами и заговорили: О! Матхура, Вриндаван, Матхура, Вриндаван! И показали на мужчину, который продавал туда билет за  сто сорок четыре рупии. А потом  дружно махнули рукой в сторону ну просто гиперстрашного автобуса

- Страшно было? 

— Мне перед отъездом так красочно рассказывали, как опасно белой женщине одной путешествовать по Индии. Одна моя подружка, особенно подробно рассказывала про то, как этих самых белых женщин крадут и увозят в сексуальное рабство. С этими мыслями я сажусь  в полупустой автобус и думаю: странно, а народ-то где?  На всякий случай забиваюсь в угол, чтобы никто меня не видел. И наш полупустой автобус  трогается.

Оказывается,  никого нет — это только начало. По Дели ехали не меньше двух часов. Мы сигналили, нам сигналили, кое-где автобус приостанавливался, на ходу открывались двери, кто-то запрыгивал, кто-то выпрыгивал, все очень громко общались. Между тем начало смеркаться, а потом и вовсе темнеть. И тут я в окне увидела отражение салона автобуса — мама дорогая! У нас,  оказывается, автобус битком набит одними мужчинами! Хорошо, что я спиной к ним ко всем  сидела.

Это я сейчас веселюсь, а тогда мне было так…прошу прощения за мой русский, просто хреново! Голова болит, глаза закрываются, ни слова не понимаю из этого гвалта, за окном кромешная ночь, и время от времени высвечивается, большими такими буквами —  DIVERSION. Вот почему-то я помню из всей дороги, только эту диверсию? Остановились где-то на отдых, водитель надел белый шарф и пошел гулять, пассажиры обнаружили все-таки меня в салоне и стали, ничуть не смущаясь меня разглядывать в упор. Подходили сбоку, смотрели, что-то говорили друг другу. Наконец-то минут через двадцать тронулись, и представление на этом закончилось.

 

Говинда. Автор: AnnasArt

Говинда. Автор: Annas Art

 

Долго ли коротко ли, а часов через пять, водитель крикнул мне во все горло: Матхура! Вриндаван! Читигара! Я постаралась как можно быстрее протиснуться через ряды зрителей и благополучно вывалиться из автобуса. Ночь, улица, фонарь, аптека, этого всего не было. Только темнота и вдалеке какие-то огни. И ничего не понятно! Тут из темноты подъехал, рикша и спрашивает: ИСККОН? Да-да, — говорю, — ИСККОН (видимо только туда такие приезжают ночью)- хау мач? уан хандрид?  Ну о’кей! То есть договорились мы с ним на сто рупий. Потом мне сказали, что это дорого, а по дороге он захотел еще пятьдесят, видимо решил, что ступил, раз я так быстро согласилась. Но я сказала, что нет, и он быстро отстал.

 

Гопи. Автор: AnnasArt

Гопи. Автор: Annas Art

 

Русский дом во Вриндаване встретил неприветливо. Сразу скажу, что все эти посты про долгожданное доступное проживание во Вриндаване — это мягко говоря неправда. Когда я приехала офис был уже закрыт. Русские, встреченные в Храме, общаться и помогать не то, что не спешили, а пытались от меня отделаться как можно скорее. Я так расстроилась. Думаю, на крыльце придется ночевать. Потом как-то договорилась с одной барышней за пятьсот рупий в сутки снять комнату, и когда отдала деньги,  и у меня появилось полноправное жилье, все как-то помягчели.

- А с чем это связано, как ты считаешь?

— Вообще-то здесь все проходят свои уроки. Каждый свои. Я очень гордая, очень. И попросить просто, по-человечески о скидке, или о ночевке мне очень сложно. Все могло бы быть гораздо проще, если бы я сказала, что дико устала, что разболелась, что ничего уже не соображаю, просто сейчас надо передохнуть. Справедливости ради скажу, что вариант с жильем оказался вполне себе нормальным, дороговато, конечно, но зато никто тебя не трогает.

 

Sita-Rama

Сита-Рама. Автор: Annas Art

 

- Как сложились твои первые дни во Вриндаване?

— Почти весь следующий день провалялась в постели, даже на прасад не попала. Просыпалась и засыпала, кое-как к следующему утру пришла в себя. Утром проснулась и поняла, что дико хочется хоть какой-нибудь еды и пошла на поиски. Конечно же я нашла самый дорогой магазин, купила себе, в том числе мыло за шестьдесят семь рупий, и подумала: ни фига индусы богатые, такие цены в магазинах. Сейчас-то я знаю, что индусы в эти магазины и не ходят. В обед попала-таки на прасад в Русском доме и поняла, что вопрос с питанием решился сам собой. На пятьдесят рупий, там дают такую порцию риса, овощей, салата и лепешек, что хватит и на ужин и на завтрак.

 

Мой уголок во Вриндаване

Мой уголок во Вриндаване

 

Познакомилась с русской матаджи (матушка по-нашему). Тут вообще можно на счет имен не париться, все женского пола — матаджи, мужского — прабху. Так вот эта матаджи, а ей шестьдесят семь лет преподает классический индийский танец «одисси». Видела бы ты, как грациозно она двигается, просто как лань. Узнав, что я хочу совершить парикраму вокруг Говардхана, говорит: Завтра пойдешь? Я, совершенно очумевшая. Я же еще не поняла, что тут исполняются все желания мгновенно, говорю: Да!Да!  Ведь буквально, только, что утром попросила Кришну, что раз уж я добралась до Вриндавана, то, пожалуйста, можно мне совершить парикраму, только лучше не одной. И вот тебе  раз и пожалуйста.

 

Радха Мадхава. Автор: AnnasArt

Радха- Мадхава. Автор: Annas Art

 

- В общем, ты потихоньку начала осваиваться?

— Да, и даже не потихоньку, а вполне быстро.  После обеда пошла в храм и оказалась на празднике, в честь Божеств Гоура-Нитай, и вот что я поняла. Очень много разговоров в России, я просто в теме, что ИСККОН не традиционная организация для Индии, что настоящие индусы не считаю ее своей. Так вот хочу со всей ответственностью заявить, что это не так. Большинство преданных в искконовском храме — индусы. Честно, не знаю, когда индусы работают, когда бы я не пришла в храм, утром, в обед или вечером, там всегда толпы народу, вот прям толпы.

 

Храм. Вриндаван

Храм Према мандир. Вриндаван

 

Они так любят своего Кришну, и так радуются европейцам, которые тоже любят Кришну. Мне это было приятно. Я, конечно же подумала, что легко быть вайшнавом, там, где тебе, буквально, каждый улыбается и говорит: Харе Кришна, матаджи! или Хари бол, матаджи! или Раде!Раде!

А вы попробуйте себя так ощутить там, где на тебя подозрительно смотрят, не состоишь ли ты в какой-нибудь тоталитарной секте, причем если спросить, то толком тебе никто не сможет объяснить, что это за секта и в чем ее опасность.  Но на всякий случай тебя надо бояться, и еще на всякий крайний случай, к тебе время от времени надо посылать наряд полиции, чтобы эти сектанты не очень-то распоясывались. Хоть мы и так тут все тише воды, ниже травы сидим, чтобы как бы чего не вышло. Короче, это грустное отступление.

 

 Шри Кришна. Автор: AnnasArt

Шри Кришна. Автор: Annas Art

 

Итак, праздник! Человек сто пятьдесят непосредственно возле алтаря поют и танцуют. Женщины в нарядах и украшениях самых немыслимых расцветок, красиво невероятно, и они танцую и поют для Бога! Трогает до слез, я вот прям сидела и рыдала. Потом началась церемония абхишеки (омовения Божеств).Чем только их пуджари, это вроде жрецов, не поливали и не посыпали: растопленным маслом, фруктовым соком, медом, посыпали цветами, фруктами, молоком, йогуртом, -все под восторженное пение и крики прихожан, красиво нереально, и впечатляюще!

 

Праздничное убранство из живых цветов в храме Шри Кришны во Вриндаване.

Праздничное убранство из живых цветов в храме Шри Кришны во Вриндаване.

 

Церемония длилась часа два, усталости почему-то не чувствуешь ,хотя грохот стоит будь здоров! Потом стали раздавать, фрукты и чаринамриту, и я как-то случайно оказалась у алтаря, честно случайно.  Толпа как-то вынесла. И мне достался листочек туласи, прямо с Божества.  Я его, конечно, быстро съела.  Большая милость же! А  потом увидела как другой такой же листочек, индусы бережно делят на маленькие кусочки, чтобы досталось многим, потому что это не просто милость, а — МИЛОСТЬ БОГА!

Ну а потом началась «моя» парикраму. Если честно, то я вообще только из-за нее и поехала в Индию. У меня в голове последние, наверно, полгода была только одна идея — я должна обойти Говардхан. Я не знаю, откуда взялась эта идея, или просто не могу вспомнить, но я точно знала, что я должна это сделать. Сказано — сделано.

 

Говардхан Автор: AnnasArt

Говардхан Автор: Annas Art

 

-А  чуточку подробнее, в чем заключается парикрама вокруг Говардхана,  каково ее значение?

— Если совсем кратко, то холм  Говардхан и окружающая его земля  почитается священной. Неисчислимое количество  паломников посещает Говардхан каждый год. Они совершают парикраму — молитвенно обходят вокруг Говардхана. Считается, что  Говардхан обладает личностной природой и благословляет человека увеличением преданности. Есть особое поверье, что в непосредственной близости от холма Говардхана, все чувства достигают своего духовного совершенства и человек испытывает блаженство от от ощущения присутствия Шри Кришны повсюду.

 

Радха Кришна. Танец. Автор: AnnasArt

Радха Кришна. Танец. Автор: Annas Art

 

-Расскажи теперь про свою парикраму?

— Вокруг народу тьма, идут и идут как река. Мы сначала хотели в обуви идти, и даже шли где-то километр, потом стало стыдно, что столько людей, молодые, старые, дети, взрослые, все, абсолютно идут босиком, а трое белых матаджи, идут в обуви. Мы, как-то одновременно не сговариваясь, решили разуться.

Вообще вся дорога двадцать четыре километра. Если бы мне кто-нибудь, когда-нибудь сказал, что я захочу добровольно пройти пешком, босиком расстояние примерно как от Коксы до Чендека, я бы этому человеку покрутила у виска. Примерно треть пути пролегает по асфальту, остальная часть по классной шелковистой пыли.  В начале, мы еще шли, переговаривались и озирались по сторонам. Говардхан же, все интересно.

 

Русская и индийские матаджи

Наша старшая матаджи общается с  индийскими матаджи

 

Вдруг наша старшая матаджи увидела, что через дорогу всем дают халаву, это такая сладкая каша. Мы тоже пошли. Нас пригласили во двор, чтобы мы могли сесть на стулья. Вышел хозяин дома,  как из индийского кино в тюрбане и с усами и предложил нам поесть. Мы согласилась, разумеется. Господи, как я люблю эту индийскую еду. Мне тут строго-настрого запретили есть на улице с лотков, но  я когда прохожу мимо, у меня реально, слюна выделяется. Я обожаю это их спайси, может, конечно, мне просто не встречалось еще вери спайси, но то, что я ела -это просто пища Богов.

Маленький Кришна Автор: AnnasArt

Маленький Кришна Автор: Annas Art

 

Нам дали чечевичную подливку, йогурт, лепешки с картофельной начинкой и халаву. Ну вот как они делают такие тонкие, и при этом мягкие лепешки, еще и с начинкой. Мои самые тонкие лепешки по сравнению с их, просто караваи какие-то. Я после этого обеда вообще никуда не хотела больше идти, а зачем, и так хорошо.  Мы спросили у хозяина, почему он это делает, в смысле кормят паломников? И он сказал, что все, что мы делаем на земле видит Параматма (Господь, Первооснова всего сущего). То, что мы делаем внизу записывается наверху. И еще сказал, что он благодарен людям, которых он накормил. И, что, мы оказали ему честь, что поели в его доме. Удивительный человек. Харе Кришна!

 

В гостях у враждаваси

У гостеприимных враджабаси (преданные Шри Кришне домохозяева )

 

Долго ли коротко, а шли мы и шли, в некоторых местах останавливались, заходили в храмы. Нельзя сказать, что так запросто я прошла этот путь. Это, конечно, серьезное испытание. Но ты как будто все время в другой реальности находишься. У меня было очень четкое ощущение, что я не это болящее, уставшее и вечно ноющее тело.

 

Говинда. Автор: AnnasArt

Говинда. Автор: Annas Art

 

Народу было столько, что даже обезьяны были сытые и не приставали, видимо  прохожие накормили всех, и коров и обезьян. Дети тоже как-то вяло попрошайничали и вообще не радовались леденцам, которые я им вручала. Примерно на середине пути поднялись на соседний холм к храму Нарасимхадеву. Это одно из воплощений Господа Вишну, в образе человека-льва. Храм старинный, обветшалый, но Божество очень красивое.

Мы оставили небольшое пожертвование  и спели мантру Нарисимхадеву. Служитель нам  подпевал, а когда закончили, спросил: — Русси? Мы ответили, что да, русские. Наверное, какие-то русские уже пели здесь эти мантры. Тот случай, когда гордишься своими.

В общем, шли мы и шли, часов семь, наверное. Я удивлялась и удивлялась всему, особенно тому, как в конце пути пожилые индийские матаджи идут практически, не касаясь земли, будто не было позади двадцати километров.  Я, честное слово, еле дошла. Просто стыдно было ныть, когда впереди меня шла русская матаджи, которой шестьдесят семь, и мне еще приходится ее догонять.

 

Моя парикрама вокруг Говардхана

«Моя» парикрама вокруг Говардхана

 

Ну, вот и все.  Шьяма-кунда, Радха-кунда. И земные поклоны святой земле Говардхана. Уже позже узнала, что в этот день была как раз Гуру Пурнима- самый благоприятный день в году для совершения Говардхана Парикрамы. Мне вообще здесь везет на всякие благоприятные совпадения. В этот день Говардхан обходят около полумиллиона человек.

 

Маленький Кришна Автор: AnnasArt

Маленький Кришна Автор: Annas Art

 

- После парикрамы, как дальше потекла твоя вриндаванская жизнь?

— Можно бесконечно рассказывать про Вриндаван. Про Равалу,- место, где родилась Радхарани возлюбленная Шри Кришны. Это просто волшебное место. Там, все дышит этой любовью. В природе такая радость и умиротворение, нигде больше во Вриндаване я не чувствовала такой светлой радости. Какая-то совершенно необыкновенная красота природы. Хотя родилась и живу в Горном Алтае, и красотой Природы меня, вроде как не удивишь. Но у нас она другая, более мощная и  суровая, а здесь она очень мягкая и нежная.

Еще можно долго говорить про места, где вырос Кришна, про дворец Радхи, где она жила уже будучи замужем. Там белые прабху  устроили такой киртан, что все индусы пустились в пляс. Вообще индусы, конечно, удивительный народ, они в большинстве своем очень доброжелательные, и какие-то удовлетворенные жизнью, не знаю, как это объяснить. Они даже, когда пытаются тебя надуть, или выпрашивают деньги, делают это с такой детской непосредственностью.

 

Радха  Кришна. Автор: AnnasArt

Радха Кришна. Автор: Annas Art

 

Вот думаю как такое возможно, пару сотен лет эту страну завоевывали и грабили белые люди. И при этом они не ненавидят этих самых белых людей. У меня, например,  мгновенно закипает кровь, когда кто-то посмеет при мне как-то неуважительно высказаться об алтайцах. Попробуй-ка  таких притесни, себе дороже. А здесь целых двести лет англичане грабили и убивали, вывозили специи, золото, шелка, драгоценные камни! Только подумайте двести лет индусы, в своей собственной стране были людьми второго сорта, и при этом смогли сохранить такую удивительную культуру, и такую непосредственную любовь к Богу и к людям. Просто преклоняюсь перед этим народом.

 

Лакшми. Автор: AnnasArt

Шри Лакшми. Автор: Annas Art

 

-Но Индия страна очень противоречивая и далеко не идеальная, начиная от,  до сих пор существующей  кастовой системы и заканчивая нечистотами повсюду?

-Да, грязь, да антисанитария, да попрошайки. Но вот я,лично, ничего этого не вижу. Нет,я не как страус прячу голову в песок. Просто все удивительное, что я встретила здесь, перевешивает все эти мелочи. Здесь умонастроение очень быстро превращается в действительность.

Был случай как-то, мы ходили по храмам Вриндавана, то ли я как — то не выспалась что ли, все шла и бурчала про себя, что вот все валяется под ногами, ну нельзя что ли бросать все это в урну. И я тут же потерялась. Первая группа ушла вперед, пока я замешкалась, а та, которая была позади,  исчезла, пока я догоняла первую. Узкая улица, просто разводишь руки в стороны и можешь дотронуться до противоположных стен. Куда бы ни пошел везде одна и та же картина — поворот на другую, такую же очень узкую улочку. Я испугалась и, конечно же, сразу вспомнила про так как крадут белых женщин в рабство, далось – же  мне это рабство.

 

Кришна. Автор: AnnasArt

Кришна. Автор: Annas Art

 

Потом поняла, почему со мной все это случилось. Здесь как-то по-другому работает голова, быстро приходит осознание. И я тотчас — же  быстренько вышла на нужную улицу. Там всех стала спрашивать про Кришна-Баларам ИСККОН, мне показывали рукой  в нужную сторону и я шла. Шла я шла, устала уже, а храма все не видно. Встретился мне мужчина европейского вида, я на своем английском пытаюсь выведать у него дорогу, пока, наконец, он не спросил у меня, что я вообще хочу-то? На русском! Я так обрадовалась! Ну и история благополучно завершилась.

 

Мурти (скульптуры) Кришны и Радхи. Вриндаван

Мурти (скульптурные изображения) Кришны и Радхи.  Вриндаван

 

Я хочу сказать, что все-таки Вриндаван это удивительное место. Он, как будто не из этого мира. Это, действительно так и есть, Вриндаван из другого мира. Мое сердце здесь растаяло как масло в горячей каше.

 

Кришна Баларам. Автор: AnnasArt

Кришна-Баларам. Автор: Annas Art

 

-Могла  бы сказать, какой главный урок, который ты для себя получила из всего этого опыта?

— Самое важное что я поняла — это то, что по милости Бога — возможно всё, абсолютно ВСЁ И еще поняла, что для счастья всегда есть повод, точнее для счастья не нужен повод, потому что оно всегда рядом.  И у меня  масса поводов для счастья.  Когда мой младший сын  сопит у меня под боком, положив руку под щечку. Я счастлива, просто, когда дети дома, я счастлива, когда ем вкусную еду, я счастлива, когда вовремя ложусь спать и вовремя встаю, я счастлива, когда протрещала по телефону с подружкой по телефону целый час — счастлива (ну и что, что глупости говорили, не всем же быть умными))). Когда иду гулять и вижу, и слышу, и чувствую вокруг весну — я счастлива, когда вижу хороших людей, когда читаю хорошую книжку, когда купила то, что давно хотела — я счастлива.  Я счастлива, когда чувствую, что мое сердце открылось Богу, когда чувствую, что Он — реальный и очень любящий и очень,  очень близко. Счастье оно тоже близко! Я желаю всем счастья.

 

Радха Гопинатха. Автор: AnnasArt

Радха Гопинатха. Автор: Annas Art

 

-Наташа, благодарю за беседу,  получилось многогранно и очень живо! Будь счастлива и ты, дорогая! Спасибо  и до новых встреч.  

Гостям Уймонской долины рекомендую  познакомиться с Натальей +7913-696-25-73  побывать у нее на интересной  экскурсии, поговорить об алтайских  традициях и культуре, послушать разные легенды и истории.  Приобрести сувениры, душистые травяные сборы и мед, попробовать национальные алтайские вкусняшки,  
В скором времени к Наталье можно будет заглянуть в летний сезон  на огонек в этнолавку «Куулгазын». Этнолавку будет очень просто найти, особенно если вы путешествуете в наших краях на своем автотранспорте. Это прямо рядом с автозаправкой на перекрестке Чендек — Нижний Уймон, что находится на автомобильной дороге пересекающей с запада на восток Уймонскою долину.   

 

Этнолавка "Куулгазын"-"Волшба" ждет гостей

Наталья Суртаева

 

Если захочется еще Индии, то загляните сюда  

А если уже успели соскучиться по Алтаю, то побывайте вот здесь 

 

Художественные иллюстрации в тексте взяты отсюда  

 

Всем добрых встреч!

Марианна Яцышина 




Поделитесь впечатлениями Вконтакте



Поделитесь впечатлениями в Facebook



Оставьте свой комментарий