Афина Лемния

Лукиан: Из всех работ Фидия, какую ты ценишь выше всего?

Полистрат: Что, если не Лемния, которую он считал достойной подписать своим именем?

 

Хвойный маленький парк, колонны строго-пепельного цвета, массивные двери, невзрачный билетик, тихая гардеробная, вхожу. Перед парадной лестницей сразу налево. Дальше всё, можно повествование от первого лица заканчивать. В этой реальности вперед проступает девочка 11 лет, школьница 5 «А» класса средней московской школы. Довольно высокая, не особенно примечательная, кроме разве что не по возрасту внимательный взгляд тёмно-зелёных глаз.

Она только что самостоятельно приехала на метро с окраины столицы в Музей изобразительных искусств им. Пушкина. За громадными дверями музея остались афиши с плакатными лицами, красными гвоздиками и сырым запахом ноябрьских улиц Москвы 1983 года.

И ладно бы приехала пройтись по прекрасному музею, нет, эта девочка приезжает только в один зал №14 «Греческий дворик». Хотя «двориком» его назвали, по-моему, напрасно. Наверное, самый просторный в музее зал, заполненный спокойным алебастровым светом, текущим со стеклянного потолка и греческими статуями, портиками, барельефами, колоннами.

У этой девочки свои отношения с Древней Грецией. Они не ограничены музеем, хотя с ним и сплетены. У себя дома она сделала своеобразный филиал «греческого дворика» размеров один на полтора, между маминой кроватью и шкафом. Из «канонических текстов» — мифы и легенды Древней Греции, пара томов детской энциклопедии, карта звездного неба и объемная клеёнчатая тетрадь, куда выписываются названия, имена, слова, всё что угодно имеющее отношению к этому культу Древней Греции.

Как только появляется даже самое незначительное изображение храма, колонны, руин, статуй и прочей античности, всё это попадает в коллекцию. Признаться, в основном это бледные вырезки из журналов, но иногда случаются выдающиеся находки.

Школа, где наша девочка не самым лучшим образом учиться, находится поблизости от дипломатического корпуса. То и дело в класс попадают иностранные дети. Девочка успела пообщаться с застенчивым Тапом из Индии и хвастливой венгеркой Эстер. А сейчас появился неусидчивый юркий Милош из Югославии.

«Ты был в Афинах, видел своими глазами Акрополь и Парфенон?».  Милош слегка растерян: «Вроде был, сегодня спрошу у папы». Через пару дней у девочки новое сокровище — журнал на греческом языке с цветными фотографиями Акрополя. Однокласснику взамен достался набор цветных открыток с видами Москвы и олимпийский мишка.

Однажды дома у девочки появляется книга в жемчужно-сером переплете с изящным профилем на обложке. О, боги, это не книга, это клад под названием «Таис Афинская» Ивана Ефремова. Надо ли говорить, школа, игры, уроки идут теперь фоном, пока всё не будет перечитано по десятку раз. В большой клеёнчатой тетради появляются новые имена и названия. Окажись она прямо сейчас в Афинах, точно вспомнит вплоть до щербинок на ступенях, путь в родной дом, где распахнется дверь и польется долгожданная песня возвращения.

Ближе к зиме в 5 классе начинают проходить историю Древней Греции. На одном из уроков наша девочка ведет себя неподобающе. Высказывает мнение, что в учебнике мало уделено внимания мифам и легендам, пытается вставлять какие-то реплики, задает вопросы не по теме урока. Невозмутимый исторический сон всего класса потревожен. Учительница пишет в дневнике строгий выговор родителям и выставляет девочку в коридор. Деметра, Аид и похищение Персефоны ровным счетом никого не беспокоят.  И Милоша как назло перевели в другую школу.

Тем же бесцветным днем она снова в любимом «Греческом дворике». Встревоженные кариатиды застыли на портике, гигантская муза Мельпомена задумчиво грустит, Афродита ласково протягивает яблоко, Акслепий улыбается в курчавую бороду. Она в кругу близких, героев не своего времени.

Без мыслей, забыв обо всём, девочка застывает возле головы Афины Лемнии. Смотреть на неё можно долго, можно всегда. Взгляд новорождённого, мудреца, кроткой девушки, дерзкого воина, властной богини. Украшенный меандрами обруч сдерживает волнистые короткие волосы с простой прической на прямой пробор. Золотой краской аккуратно подчеркнуты губы. Афина смотрит как бы в сторону, и насквозь, и внутрь, и всё вместе.

Своими взглядом она извлекает из души неведомые мелодии и ощущения, открывая тайный проход на землю Перикла, Фидия, Сократа, Аспазии, оливковых рощ, гула торговой площади, виноградных закатов, молчания ночного Акрополя.

Голова Афины Лемнии оказалась единственная из всей Цветаевской античной коллекции слепков в ГМИИ у кого нарисованы глаза. И нарисованы замечательно, реалистично и деликатно.

В начале 2000-х благодаря немецкому археологу Винценц Бринкманн стало широко известно, что греческие и римские статуи были расписаны. Это открылось с помощью лучей инфракрасного или ультрафиолетового спектра, которые особым образом направляются на поверхность предметов.  Лучи показали, что монохромные статуи, барельефы, архитектурные детали несут следы натуральных цветных пигментов.

После этого открытия группа исследователей занялась воссозданием росписи на гипсовых копиях знаменитых произведений. В 2014 в Копенгагене прошла выставка работ «Трансформация античной скульптуры в цвете». Но пока расписанные копии выглядят не очень убедительно. Будем надеяться, что постепенно удастся приблизиться к тонкой изысканности, присущей античному искусству.

Впрочем, сам факт неоспорим, греки и римляне «оживляли» скульптуру с помощью красок, особое внимание уделяя лицу и глазам. Расписанная неизвестным художником начала ХХ века копия головы Афины Лемнии — свидетельство того, что украсить работу талантливого скульптора, способен лишь одаренный художник.

Но сейчас девочка ничего этого не знает. Она просто смотрит в глаза Афины Лемнии и ощущает идущий из них свет.

Оставим их наедине, им есть о чём помолчать.

 

Фидий. Голова Афины Лемнии. Третья четверть V в. до н. э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. На фото бронзированный слепок в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

 

 

Фото на превью: автор неизвестен

Еще история

Марианна Яцышина

 

Поделиться записью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Меню