Ступни горят, в пыли дорог душа…
Скажи: где путь к невидимому граду?
М. Волошин
«Алтай – Гималаи» — название книги художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха, посвященной экспедиции по Центральной Азии длиною в пять лет и в двадцать пять тысяч километров. Как в искусной мозаике, в ней собраны мысли, чувства, заметки, размышления.
Центрально-Азиатская экспедиция началась в Гималаях в 1923 и завершилось в 1928 году снова в Гималаях. Об этом уникальном путешествии много написано, сохранились дневники участников, документы, этюды, фотографии, собранные коллекции, результаты изысканий, которые велись во время маршрута.
Известны многие подробности, например, самая сложная часть пути была пройдена верхом, по опасным тропам с огромным перепадом высот и температур, каждодневными преодолениями и смертельными опасностями. Все эти события проходили в окружении панорам величайшей горной страны под названием «Алтай – Гималаи».
Алтай
Усвойте ощущение центра Моей Земли
Горы Южной Сибири — громадный горный хребет, образующий рубеж между Россией и Азией. Он протягивается от равнин Западной Сибири до хребтов побережья морей Тихого океана, это одна из наиболее крупных горных систем России.
Южно-Сибирские горы образуют водораздел между великими сибирскими реками, стекающими к Северному Ледовитому океану, и реками, отдающими свои воды бессточной области Центральной Азии, а на крайнем востоке — Амуру. В эту горную систему входят: Алтайские горы, Салаир, Кузнецкий Алатау, Саяны, горы Тывы, Прибайкалья, Забайкалья, Алданское нагорье, Становой хребет, всего девять горных областей.
Длина этой горной системы — 4.500 километров. Для сравнения длина Гималайской гряды около 2. 400 км. А самая высокая точка Южно-Сибирской горной страны — Белуха, составляет 4.509 м. Белуха – вечно-снежная, светлая, сияющая гора, о ней еще говорят, «светом пылает». Свойство вечных снегов светиться, сверкать, излучать свет.
Происхождение русского названия горы Белуха от старославянского корня «белъ» родственного древнеиндийскому «bhalam» — свет, блеск. У многих народов «белый» — это чистый, святой, высокий, справедливый. Отсюда и название земли праведной и справедливой — Беловодье. «На Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение ее приравнивается мировой горе Сумеру».
Одно из известных алтайских названий Белухи – Уч-Сумеру. «Уч» на алтайском и других тюркских языках — числительное «три», Сумеру – вершина мира, жилище богов. Меру или Сумеру неизменно помещается в древних письменных источниках на севере, она осмысливается, не только как вершина, но и как страна.
В «Махабхарате» описываются земли, лежащие на севере за Гималаями: «На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру, причастный великой доле». Мудрец и герой Бхишма, рассказывая о стране на севере, говорит своему брату: «Северный склон Меру, побережье Молочного моря – вот та страна. Здесь не живёт человек жестокий, бесчувственный и беззаконный».
В трёхгранной алтайской Уч-Сумеру Рерих распознает триединство звездного пояса Ориона. Алтайцы называют Орион — Уч-Мыйгак, в переводе три маралухи. По легенде богатырь Когютей –Мерген погнался за ними на охоте и угодил на небо.
На протяжении всей творческой жизни, Рерихи сопричастны с Алтаем. Их имена настолько прочно вплетены в тугую алтайскую вязь истории, что стали с ней неразделимы. Казалось бы, яркая вспышка, двухнедельный эпизод в пятилетнем грандиозном маршруте. Экспедиция пробыла на Алтае чуть меньше месяца, с 30 июля по 26 августа 1926 года. Но Алтаю посвящено столько строк и бесед, картин и замыслов.
Николай Константинович вводит Алтай в название всей книги. Как будто подчеркивая, Алтай — это не просто яркий эпизод среди многолетних странствий, а ключевого значения земля, наряду с Гималаями. И если индийский поэт советовал своему другу для постижения духа Гималаев, смотреть на картины Рериха, то можно с уверенностью сказать, что для постижения духа Алтая, понадобится изучать труды Рерихов.
Звенигород
Белы снега и бело серебро самой Белухи-матери…И звучит всё Беловодьем. Истинно Звенигород.
Рерихи сумели взглянуть на алтайскую ширь и высь совершенно новыми глазами. С присущей им способностью видеть одновременно высоко и глубоко. Завершая алтайскую часть дневника, Рерих пишет: «Семнадцатого августа, увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород».
«Увидели Белуху» – «увидели» означает нечто большее, чем просто увидели. Эти строки написаны на десятый день пребывания в Уймонской долине. За это время Белуха уже не раз была увидена Рерихами, значит, «увидели» надо понимать иначе, как и следующую фразу — «чисто и звонко. Прямо Звенигород».
Название «Звенигород» носило несколько городов Древней Руси. Были Звенигород Киевский, Галицкий, Звенигород-на-Оке, но не один из них не дожил до наших дней. Сейчас всем известен Звенигород, который расположен на берегу Москвы-реки. Существует легенда, в которой название города объясняется тем, что он своим монастырским колокольным звоном давал знать Москве о приближении неприятеля.
Знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь со своими мощными колоколами возник позже самого Звенигорода Московского и уж тем более позже всех других Звенигородов. Значит, название связано не только с предупреждающим набатом или рекой Звеной. В самом слове присутствует общая индоевропейская корневая основа «sva» («svanas» — звук, «svanati» — звучать), отсюда возник русский глагол «звенеть», который употребим, как к колокольному звону, так и звенящему ручью. Звенигород — звучащий, звонкий, связующий город. Ведь это не только «звон», но еще и «звено».
«Звенигород Светлый по-прежнему белеет на перепутье к новому строению, и да не умолкнут освященные славной стариной колокола». Рерихи любили именно зовущий и светлый образ Звенигорода, ощущая в его звучании особую родственную созвучность. От города старинного они протягивали нить к образу города нового, светлого, звучного, и здесь речь вовсе не об индустриальном «городе будущего».
Звенигород для Рерихов наполнен небесным звучанием и земной красотой, он источник вдохновения, город — колокол, связующий небо и землю, город — мечта. «На высоких склонах Алтая старые сосны и ели заняты мирным общением. Они знают много — эти горные леса… Знали ли они о Звенигороде, Городе Колоколов?».
А вот строчка из дневника Елены Ивановны Рерих, того же дня 17.08.1926: «Сегодня видели Белуху и долину города». Участница экспедиции и друг семьи Рерихов Зинаида Григорьевна Фосдик в тот же день записывает в своём дневнике: «17 августа. Этим утром мы переправились через реку Катунь в Уймонскую долину и любовались великолепной панорамой Белухи с ее снежными пиками и седлом между ними. Так же мы удостоверились, что эта долина и есть место для Звенигорода, предназначенное для великого свершения».
Что собой представляет Уймонская долина? Это межгорная котловина, вокруг которой поднимаются склоны хребтов — Теректинского, Катунского и Холзун. Катунь после своего истока с ледников Белухи, образовывает широкую террасу, на которой сформировалась Уймонская степь, хотя чаще её называют долина. С Уймонской долины, хорошо просматриваются вершины Катунского хребта, главная из которых гора Белуха.
Гималаи
Присутствие, Великое Присутствие наполняет природу.
За Белухой на юг возвышается одна из крупнейших горных систем Азии – Куньлунь. Она простирается от Памира на западе до Сино-Тибетских гор на востоке, окаймляя Тибет с севера. Согласно даосской традиции, легендарная гора Куньлунь является китайским вариантом горы Меру. За Куньлунем лежит уже область, зовущаяся «заповедной страной». Вершины земли, которые превышают 8.000 м, сосредоточены в гигантской складке земной коры – горных системах Гималаев и Каракоруме, где находятся 14 вершин выше 8000 м. Географы эту высшую точку земли называют «третьим полюсом».
«А за Белухой покажется милый сердцу хребет Куэнь-Луня, а за ним — «Гора божественной владычицы», и «Пять сокровищ снегов», и сама «Владычица белых снегов», и все писанное и неписанное, все сказанное и несказанное».
«А за ним — «Гора божественной владычицы». Под этим эпитетом может скрываться несколько вершин, но велика вероятность, что в данном случае это гора Чогори (К2), вторая по высоте горная вершина на планете после Джомолунгмы (Эвереста).
Вершина представляет собой пирамиду с крутыми снежными откосами высотой 8.614 м. Чогори входит в Центрально-Азиатскую горную систему Каракорум и является самым северным восьмитысячником мира. Чогори — страж «северо-западных ворот», ведущих в «страну Гималайскую».
Дальше Рерих называет одну из своих любимых Гималайских вершин — «Пять сокровищ снегов». Это Канченджанга — потрясающий горный массив на востоке Гималаев, третий по высоте восьмитысячник мира — 8.586 м.
«И сама «Владычица белых снегов» — Джомолунгма 8.848 м. самая высокая гора на Земле, имеет форму трёхгранной пирамиды, в переводе с тибетского «Божественная (jomo) Мать (ma) жизненной энергии (lung)».
Рерих перечисляет вершины в неслучайном порядке. Чогори (К2) и Канченджанга, это второй и третий восьмитысячники с запада и с востока как бы размыкают границы величайшей горной страны с вершиной мира Джомолунгмой.
Гималаи можно перевести, как обитель или хранилище снега и света. На санскрите «хима» – снег, зима, «алайя» – свет сознания. В буддийской космологии гора Меру, или Сумеру располагается в центре земли, её изображают в окружении четырёх двип (островов), она светится как драгоценный кристалл, восточная сторона из серебра, южная из лазурита, западная из яхонта, северная из золота.
Индийский поэт и писатель Мукержди желая объяснить своему другу, как можно постичь Гималаи, советовал мысленно наложить картины Рериха на реальные горы: «И ты увидишь, что вместе с реалистичной передачей их формы и цвета, каким-то непостижимым образом передан именно дух Гималаев».
Уехав с Алтая, экспедиция направилась в Монголию, преодолевая пустыни и высокогорные болота, оказалась в Тибете на нагорье Чантанг, где была задержана на долгие и лютые осенне-зимние месяцы в летних палатках. К морозу, не уступающему стуже в самой холодной точке Азии якутском Оймяконе, добавлялся ураганный ветер высокогорья. Это самая драматичная страница в истории экспедиции.
После экспедиции художник с семьёй прожил в Гималаях еще девятнадцать лет. И все эти годы он протягивает между и Алтаем и Гималаями связующую нить, объединяя их мысленно. В своих статьях и письмах он продолжает осмысливать путь в Беловодье, который услышал в 1926 году от Варфоломея Семёновича Атаманова в Верхнем Уймоне: «Дед Атаманова и отец Огнева ходили искать Беловодье… Опять легенда и сказка переплетается с жизнью. И эти люди твердо знают о Беловодье — Шамбале. И они шепчут путь к Гималаям…Между Иртышом и Аргунью, через Кокуши, через Богогорше, по самому Ергору едет всадник…».
Символизм всадника, едущего по вершинам, ведёт к образу десятого Аватара Вишну — Калки. Согласно традиции, Калки Аватар цвета грозовой тучи явится с севера в образе всадника на белом коне, со сверкающим мечом, истребляющий зло, восстанавливающий справедливость, готовя грядущее возрождение мира.
«Как величествен облик Калки Аватара на белом коне! И так же сердечно ожидают далекие ойроты Белого Бурхана. Наши староверы, подвижнически идущие искать Беловодье в Гималаях, делают этот трудный путь лишь во имя будущего». Н.К. Рерих
Два магнита, два полюса, Алтай – Гималаи, вершины их словно колокола, вечно зовущие к пробуждению, путешествиям, познанию.
Фотогалерея
Источники и примечания:
- Рериховский вестник. Публикации – сообщения – исследования. Выпуск 4. Январь-декабрь 1991 Санкт-Петербург-Извара-Барнаул-Горно-Алтайск Международный фонд истории науки. Рериховский исследовательский центр. 1992
- Н.К.Рерих Алтай – Гималаи. Серия «Держава Рериха» «Сфера» М.: 1999
- Г.М. Бонгард-Леви, Э.А. Грантовский От Скифии до Индии. Загадки истории древних ариев «Мысль» М.:1974
- Н.К.Рерих Шамбала. Жальник, место сострадания Международный центр Рерихов «Фирма Бисан-Оазис» М.:1994
- Н.К.Рерих Твердыня пламенная. Майтрейя. Серия «Держава Рериха» «Сфера» М.:1998
- Н.К.Рерих Он. Листы дневника 10 Августа 1935 г. Тимур Хада
- Аватар (санскр. нисхождение, сошествие) – в индуистской мифологии нисхождение божества на землю, его воплощение в человеческом теле.
- Вишну – один из высших богов индуистского пантеона, составляющий вместе с Брахмой и Шивой божественную триаду – тримурти. Несет функцию хранителя Вселенной.
- Калки Аватар (санскр.) – в индуизме грядущее воплощение Вишну.
Подробнее об Уймонской долине здесь
Авторская экскурсия по окрестностям Уймонской долины здесь
О конных маршрутах по Катунскому хребту тут
Зарисовки из жизни Уймонской долины посмотрите здесь
На превью фото: Иван Козорезов
Марианна Яцышина