Я испуганною мышью прячусь в трещине аила,
Не дерзаю выдох сделать,
Притворяюсь пеплом, пылью,
Превращаюсь в слух и только.
Кам среди огня мелькает
Кружит, шепчет,
Повторяет крики гуся,
Первый возглас жеребёнка,
Свист неясыти, гул ветра,
Падает на землю странно,
Землю, что его вскормила.
Ветки, стрелы, знаки, перья,
жерди старого аила сотрясаются от ритма.
Он камлает как влюбленный,
Обезумел, жаждет, стонет,
Уговаривает звёзды, чтобы те не помешали
Путь найти к полям Ульгеня, сине-белого владыки
Сына матери великой, той, кто солнце в колыбели, как младенца укачала.
Лишь бы сил ему хватило
Поднимать над головою пегий бубен с колотушкой,
С колотушкой ненасытной.
Над его костром мелькают духи тех зверей убитых,
Что покоя не находят, отомстить за смерть желают.
Он их смело отгоняет,
Просит милости у духов,
Превратиться он желает
В кобальт сочных летних пастбищ,
В серебро камней могучих,
Белизну вершин священных,
В ленты рек, сплетённых в косы,
Хочет в бога превратиться кам беззубый в шубе ветхой.
Что задумал дерзновенный,
Хочет стать могучей силой,
Мерить время ледниками,
Быть свистящею стрелою,
Что Умай пускает в Тенгри пробуждая семя мужа.
Белой свадебной кобылой
По хребтам таёжным диким проскакать в одно мгновение,
Не очнуться у порога,
Не вернуться в тело кама.
Улететь свободной птицей
Опьянённой ночью звёздной,
Воспевая Кайракана
Воплощаясь в Алтай-Хана.
Глоссарий:
Кам – алтайское название, соответствующее термину «шаман». Отсюда глагол «камлать» — совершать ритуальное шаманское действо.
Аил – традиционное конусовидное жилище алтайцев. По традиции крыша делается из жердей, сверху которых кора лиственницы.
Ульгень – в алтайской мифологии высшее божество, владыка верхнего мира.
Умай или Умай-Энэ – в алтайской мифологии великая мать всего сущего.
Тенгри – верховное божество неба тюркских и монгольских народов, персонификация вечно-синего неба, супруг Умай-Энэ.
Кайракан – верховный и всемогущий дух, глава над всеми духами Алтая, его другое имя Алтай-Хан
Фото на превью: Дмитрий Дубиковский
Текст: Марианна Яцышина