И оживает он в узоре многоцветном — то дух ковра…
Рувим Мазель
На двадцать пять веков он замер под толщей камней и льда, в окружении погребальной повозки, коней в богатой сбруе, татуированных мумий. Ему казалось никто не посмеет откинуть в стороны тяжёлые курганные валуны, не дерзнёт разобрать массивный лиственный сруб, не проникнет внутрь погребального ложа. Однажды это попытались сделать ночные грабители, почти такие же древние, как и сам курган. С тех пор минуло бесчисленно зим, его всё крепче обнимал лёд и перестали будоражить яркие сновидения. Время остановилось.
Ему не забыть никогда своё пробуждение тем внезапным таёжным летом, когда он услышал рядом с собой голоса. Тогда в него проник запах воды и земли, и он сразу ослеп от закатного света того, чьё имя он позабыл. Он не успел ничего понять, зато те, кто держали его в руках застыли в изумлении и восторге. Редкая удача выпала двум советским археологам Сергею Руденко и Михаилу Грязнову в свой полевой сезон 1949 года. Их имена войдут в анналы науки наравне с Шампальоном и Картером, а место раскопок даст своё имя археологической культуре эпохи раннего железа в Горном Алтае и сопредельных землях.
Итак, на востоке Горного Алтая, у каменистых берегов Большого Улагана, в широком урочище Пазырык была найдено восемь различных по размеру курганных насыпей скифо-сибирской эпохи. Под каменной насыпью одного из курганов, он потом войдет в историю как знаменитый «Пятый Пазрыкский», так вот под его каменной насыпью высотой четыре метра, кстати в диаметре она была больше сорока метров, находилась могильная яма глубиной, как и насыпь, тоже четыре метра, был обнаружен самый древний и по сей день по-прежнему самый древний в мире и неповрежденный всесильным временем ворсовый шерстяной ковёр. В длину он двухметровый и почти такой-же в ширину. На одном его квадратном метре поместилось триста шестьдесят тысяч навечно стянутых симметричных ковровых узелков. Даже лучшие образцы ковров туркменских или иранских мастеров едва ли способны сейчас достичь такой высокой плотности. Когда об этой находке стало широко известно, то страны, где сохранилось ручное ковроткачество начали уверять, что он принадлежит их культуре. Но доподлинно этого никто не может подтвердить или опровергнуть даже метод радиоизотопного датирования.
Представьте, вы держите в руках сотканный две с половиной тысячи лет назад из тончайших шерстяных нитей ворсовый ковёр. Мягкий как бархат, орнаментальный и многоцветный, как ювелирное украшение, и при этом почти не тронутый распадом. Как такое может быть, любой органический материал положенный в землю быстро превращается в ничто, а тут не сто, не пятьсот, а две с половиной тысячи лет. Возможно, когда умелые руки стягивали его узелки, Фидий рисовал эскизы для Парфенона, а Будда Шакьямуни странствовал с учениками по предгорьям Гималаев.
Сколько времени этот ковер жил до того и как попал в курган? Неизвестно. Где и кто его соткал? Нет фактов, только гипотезы. Никто не сможет рассказать с какими молитвами и заклинаниями его ткали, что даже краски не погасли, не истлели нити, впрочем, своей невредимостью он обязан скорее льду. Талые воды каждым коротким алтайским летом попадали в погребальный сруб, а суровый климат высокогорья превращал их в вечный лёд. Этот сибирский эффект «мерзлотная линза» подарил миру грандиозные открытия, сравнимые с сокровищами, найденными в сухом пустынном климате Египта или на засушливом высокогорье Анд.
Отправимся вслед за шествием воинов, коней и оленей к центральному полю ковра. К нему ведут бордюрные ступени, будто к храму. На каждой ступени свой образ и свой темпо-ритм. Ближе к центру всё меньше деталей, словно более разреженный воздух, как на вершине горы. Центральное поле сначала обманчиво не держит внимание, взгляд отвлекается на фактурную череду фигур. Между всадниками и оленями квадраты с грифонами и небольшие розетки, создающие лёгкий эффект вращения, но ступени с грифонами устойчиво держат кайму.
Пазырыкский ковёр разговаривает на языке времени и пространства, они сошлись в средоточии его композиции, но увидеть это можно лишь направив свой взгляд в ковровую глубину. Помните такую игру со стерео изображениями, где на рисунке одновременно находятся объекты с различными признаками глубины? Чтобы увидеть скрытое изображение, нужно расфокусировать взгляд воспользовавшись периферийным зрением. Если представить Пазырыкский ковёр как трёхмерную модель, то получится ступенчатая пирамида с плоской верхней площадкой на которой симметрично расположены двадцать четыре квадрата. Внутри квадратов раскрытые цветочные розетки, они молитвенно замерли и смотрят с высоты, как звёзды. На орнаментальном языке раскрытый цветок несёт смысловую нагрузку великого древа жизни и одновременно женского начала, их образы слиты и неразрывны.
Основной цвет центрального поля – жизнеутверждающий гранат, цвет любви, смерти и возрождения. Ковёр звучит рифмованным гимном процветающей жизни. Предстоящие люди и звери поклоняются древу-богине-матери. Цвет фона внутри квадратов и цвет фона снаружи не меняется, что дает ощущение решетчатых ворот или прозрачной завесы. Ворота медленно раскрываются, позволяя заглянуть за пределы видимости, туда, где сотканное из мимолетности встречается с бесконечностью.
Пазырыкский ковёр хранится среди сокровищ Государственного Эрмитажа, под надёжным стеклом, в полумраке, при нужной температуре. Он никогда больше не услышит стук несущихся конских копыт, гудящий в кедрах ветер, треск смолистого огня в очаге, и мерный звук ковровой колотушки по мягкой основе. Больше ни единого грамма льда и ни одного солнечного блика не проникнет к нему. Теперь каждый день на него смотрят люди, а он смотрит сны о той земле, где среди сверкающего снега по-прежнему живёт его дух, хранящий свою тайну.
Послесловие:
По заказу иранского телевидения режиссёр Emir Valinezhad снял кино-исследование «Красота, сотканная из тайн», посвященное Пазырыкскому ковру. Официальная премьера состоялась в Государственном Эрмитаже в ноябре 2017 в рамках международного культурного форума в Санкт-Петербурге. Но перед этим фильм был показан на Алтае, на земле, которая хранила этот ковёр долгие века. Для меня была большая честь оказаться причастной к этой работе. Посмотреть фильм «Красота, сотканная из тайн» можно здесь для просмотра, введите пароль oldestrug
Фото на превью: фрагмент Пазырыкского ковра
Если возникнет желание научиться ткать
Или совершить однодневные экскурсионные путешествия по Горному Алтаю
Пишите!
Марианна Яцышина