На ладони Умай Энэ

Коль есть глаза – смотри вокруг себя, коль сердце есть – узришь внутри себя.

                                                                                                                       Бронтой Бедюров

1. Подкова Катуни

Алтай — это переплетение народов и историй. Здесь в глубокой древности ткётся мировой ковёр судеб, сплетаются нити легенд, встречаются природа и человек. В одной легенде рассказывается, что сердце земли скрыто на недоступной вершине Алтая. Можно услышать его биение, ощутить его пульс, но для этого нужно обнаружить тишину внутри себя. Горы дарят эту тишину, именно среди них лучше начинаешь понимать себя и узнавать других. Алтай полон историями, которые подобно цветам, раскрываются постепенно и к своему сроку.

Один из высокогорных районов Республики Алтай — Усть-Коксинский. В этом районе расположен самый высокий горный хребет Алтая — Катунский. Отсюда берёт свое начало самая известная и длинная река Горного Алтая — Катунь.

А среди горных долин в Усть-Коксинском районе наиболее известная и обширная — Уймонская, она лежит на высоте одного километра над уровнем моря.

Первая красавица всех алтайских рек – Катунь вольно растекается по Уймонской долине. Её наполняют сотни рек и ручьёв, стекающих с ущелий горных хребтов. Катунь набирает свою силу и несется на север, навстречу со своим возлюбленным Бием, так поэтично звучит алтайское сказание. Катунь и Бия образуют Обь, крупнейшую реку Евразии.

Катунь берет начало у самого подножия Белухи, затем огибает Катунский хребет сначала с южной его стороны, затем с севера, отчего этот хребет иногда называют Катунской подковой.

В Уймонскую долину Катунь попадает во время своего подковообразного поворота и впервые после своего истока, узких ущелий и теснин, она широко и вольно растекается. Уймонская долина, она-же степь, она-же межгорная котловина находится между Теректинским и Катунским хребтами. Из этой долины, с южных склонов Теректинского хребта в ясную погоду открывается обширная панорама на Катунский хребет и венчающую его Белуху, высочайшую гору Алтая и всей Сибири. Вершина её достигает 4.509 метров. С давних пор эта гора овеяна легендами.   В алтайских сказаниях Белуха воплощает собою богиню Умай Энэ в окружении своих дочерей.

 

2. Об именах 

Пусть, о люди с великого Неба вам луна ясноликая светит!

Пусть, о люди с пречистого Неба вам сияет предвечное солнце!

Из молитвенного обращения сибирских тюрков (1)

Многим нитями переплетены река Катунь с горой Белухой.  Катунь, Катын, Ханум, в переводе с алтайского и других тюркских языков это почтительное обращение к женщине — «госпожа».  В средневековом алтайском эпосе «Маадай-Кара» можно встретить несколько названий Белухи, одно из них — Кадын-Бажи, что означает голова, вершина госпожи Катуни. Так соединились между собой два основополагающих явления Алтая — самая священная гора и самая почитаемая река.

Еще одно название Белухи в эпосе — Уч Сумер — трехглавая вершина мира или буквальный перевод «трижды благая Меру». В этом названии проводится параллель Алтайской горы с легендарной индоиранской вершиной Меру помещавшейся в центре мироздания. Казалось бы, какая связь между легендарной горой и сибирской вершиной?

Историк и археолог Р. Б. Исмагилов (2) считал, что связь самая прямая, он высказывал обоснованные предположения, что в Северной Евразии имеется единственный район, безупречно соответствующий всему комплексу параметров священных гор и водоемов в мифологии индоевропейских народов, и этот регион находится на стыке Южной Сибири и Центральной Азии.

Вспомним, что антропологический облик населения Южной Сибири эпохи бронзы и раннего железа соответствовал палеоевропеоидному типу. Ярко выраженными европеоидами были представители Афанасьевской археологической культурой (III – начало II тыс. до н.э.), их памятники широко представлены по всему Алтаю и Южной Сибири, и в большинстве своём скифское население Пазырыкской культуры (VII – II вв. до н.э.).

Многие исследователи этого вопроса также отмечают, что целый ряд мифологических мотивов индоевропейских кочевников и скотоводов, как, впрочем, и многое другое включая особенности хозяйственной деятельности, унаследовали в дальнейшем тюркские и монгольские народы. Что любопытно, и в топонимике Южной Сибири выявляются индоевропейские элементы.

Тюркское название горы Белуха — Катын-Бажи — Главенствующая Госпожа («кадын» – госпожа, «бажи» — голова, верхушка).

Само название «Белуха» возникло в среде первых русских переселенцев, причём до сих пор в местном употреблении есть слово «белок», «белки» в обозначении  снежных  гор, соответственно самая снежная из белков — Белуха. Таким образом в русском названии горы «Белуха» отразилась индоевропейская корневая основа «bhel», что вполне логично, ведь русский язык принадлежит индоевропейской семье языков и русское прилагательное «белый» имеет тот же корень.

Интересно, что индоевропейское bhel означает «белый», «блестеть» и «голова в смысле главенства», древнеиндийское bhala — «главный», фригийское balin — «царь» (3). Можно предположить, что древний топоним мог иметь схожий смысл с более поздней тюркской Кадын-Бажи — Главенствующая Госпожа, а индоевропейская основа оказалась надолго забыта, но с приходом русских переселенцев оказалась переосмыслена в новом качестве сохранив первоначальный корень bhel.

 

 3. Умай Энэ

Мать Умай!

Мать Огня, что теплом одаряешь,

днем и ночью о нас ты печешься

охраняешь от всяких напастей!

Из молитвенного обращения к Умай Энэ сибирских тюрков (1)

Образ богини Умай Энэ, столь почитаемой среди тюркских народов, переплетён со древней скифской Табити, которую еще называли золотой матерью, чье имя трактуется как «согревающая» или «пламенная»; с иранской богиней-птицей Хумай, которая делает человека счастливым; с ведической Умой «…той, кто золотого цвета», супругой яростного Рудры; а также находится параллель с древне японской Умуги – Химэ живущей по легенде раковине каури.

Зооморфный символ скифской Табити — водоплавающая птица, лебедь или гусь. Изображения богини в виде птицы очень разнообразны, достаточно вспомнить войлочные скульптуры лебедей из Пазырыкских погребений, деревянные фигурки птицы на головном уборе Укокской жрицы, лебеди на бляхе из Катандинского кургана, вереница гусей из Сибирской коллекции Гос. Эрмитажа и многие другие.

Именно водоплавающая птица наиболее ярко характеризует Богиню Мать и её связь с верхним (крылья) и нижним (вода) мирами.

В связи с водной стихией надо упомянуть еще такой знаковый предмет, как раковина моллюска, называемая каури. Эти раковины ценились во многих культурах всего мира, они использовались в качестве оберегов и денежной единицы на протяжении очень долгого периода в том числе и на Алтае. Они также известны в связи с почитанием Умай Энэ. До наших дней дошёл алтайский обычай вплетать ракушки каури в косы, такое традиционное украшение называется «шанкы». Считается, что в каури живет женская плодородная сила Умай.

Умай, Умайя, Ымай, Май — олицетворение материнства, мудрости, доброты. Её так и называют – добрая Умай, справедливая Умай, милосердная Умай.  К имени «Умай» добавляется «Энэ» — мать. Почтение к Умай можно проследить на примере сохранившихся верований и традиций тюркских и монгольских народов.

Кумандинцы считают, что Умай-энэ бережет детей от болезней. Телеуты представляли Май-энэзи в виде молодой женщины с серебряными волосами, которая спускалась с небес по радуге и охраняла детей с помощью стрелы и золотого лука.  Для шорцев Май-иче – дух хранитель рожденных младенцев и принимающий души умерших. У хакасов после рождения ребенка на седьмой лунный день семья проводит «день доброй Умай» «ымай тойы». У огузов Умай была – дух покровитель, согревающий младенцев во чреве матери. Для казахов Май-энези дарует богатый урожай и приплод скота. С утверждением ислама Умай у киргизов отождествилась с Фатимой сохраняя при этом свои черты.

Но Умай имеет еще и другой существенный аспект воительницы и защитницы, отчего её изображают с луком и золотой стрелой. В тюркском пантеоне Умай Энэ супруга Великого Тенгри, она сотворят вместе с ним всё сущее, в ней заключена его сила.  Именно такими Умай и Тенгри увековечены в знаменитых тюркских рунических надписях и рисунках. В древнетюркском обществе Умай символически замещает супруга кагана (хана), почтенная госпожа — катын. (4)

 

4. Колыбель

Призывая луну на подмогу,

Я из чаши кормлю тебя нынче

Молоком от священной коровы!

Из молитвенного обращения к Умай Энэ сибирских тюрков (1)

На пути Катуни, берущей начало от Белухи, первая плодородная и обширная местность — Уймонская.  Здесь, впервые после горных ущелий и теснин, Катунь, объединённая со своим левым крупным притоком, небесно-синей рекой Коксой (кёок – алт. — синий, суу-алт. — вода) вольно растекается, образуя многочисленными рукавами и протоками Уймонскую долину.

В топонимическом словаре Горного Алтая (5) «Уймон» или «Оймон» имеет несколько вариантов перевода, таких как шея коровы, в других вариантах коровье вымя или коровья кишка. Интересно, что женщина по-алтайски «юй кижи» или «уй кижи», а также «уй» — корова.

Корова возникает здесь не случайно, она подчёркивает материнский аспект, заложенный в топоним, указывает на плодовитость, изобилие. Для примера, в древнейшем письменном собрании религиозных гимнов «Ригведе» молочная корова олицетворяет изобилие, чистоту и лучи света.

Уймонская долина естественным образом соединяет в себе три основополагающих принципа:

— Гору (небо, высота) — Катын-Бажи или Главенствующая Госпожа

— Реку (земля, глубина) — Катын или Госпожа

— И объединяющая противоположности — Мать Умай, которая и есть сама жизнь.

Катын-Бажи (Белуха) — земное проявление Матери Умай, а долина Катуни с обзором на вершину той горы, откуда река берёт своё начало, подобна природной колыбели, олицетворяет материнское место. Умай Энэ является кульминацией древних образов и представлений о Матери всего сущего, ярким напоминанием нам сегодняшним о том, что все мы дети одной Матери.

 

 

Примечания:

  1. Н.Ф. Катанов. Шаманские песнопения сибирских тюрков. Записи 1878-1892 годов / Поэтические переводы Анатолия Преловского. – М.: Лит-Экспресс, 1996. 
  2. Исмагилов Рамиль Бакирович (1949-2014) кандидат исторических наук, доцент по специальности «археология», область научных интересов: ранние кочевники Евразии, пратюрки
  3. А. Худоражев. О древнем названии горы Белухи, исторический факультет РГУ
  4. Строка на каменной стеле на берегу реки Кокшин-Орхон в Северной Монголии: «Небо (это сам Тенгри), богиня Умай и священная Родина (Йер-Суб) — вот они даровали нам победу».
  5. О.Т. Молчанова. Топонимический словарь Горного Алтая / Под редакцией А.Т. Тыбыковой. – Горно-Алтайск

 

История по мотивам алтайских сказок об Умай — Энэ  здесь 

Об авторских экскурсиях  в Уймонской долине здесь

Фото на превью: Татьяна Черенкова.  Катунский хребет, гора Белуха, Уймонская долина 

Марианна Яцышина

 

 

Архаичная Богиня с птичьей головой в святилище Калбак Таш
Один из петроглифов алтайского святилища Калбак — Таш,  «архаичная Умай Энэ» с головой птицы.

 

А — фигурки птиц с головного убора.  Б — скульптурное изображение из войлока водоплавающей птицы. Горный Алтай, Пазырыкская культура, ок. V в. до н.э.

 

Деревянное изображение лебедя. Пазырыкский период.
Скульптурное деревянное изображение лебедя   Пазырыкского  периода

 

Скифская культура. V-IV вв. до н.э.  Сибирская коллекция Петра I.

 

Поклонение Умай Энэ Тюркское граффити
Прорисовка сцены поклонения Умай Энэ в образе катын, супруги кагана.

 

Алтайка в традиционном костюме украшенном раковинами каури.

 

Шанкы — алтайское женское украшение с раковинами каури

 

Автор: Нурлан Килибаев
Крылатая Табити.  Художник: Нурлан Килибаев

 

Умай Энэ Художник: Амыр Укачин

 

Поделиться записью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Меню