Неисповедимые пути

Кинорецензия на фильм «Недруги» 

На небосклоне вестерна сверкнула сверхновая — «Недруги» Скота Купера, режиссёра больше известного в жанре криминального триллера («Из пекла», «Черная месса»).  В 2017 году Купер дебютирует в новом для себя жанре, взяв за основу рукопись американского драматурга и сценариста Дональда Стюарта.

Главный актёрский дует картины подобран и исполнен филигранно. Актёр, которого особо представлять не надо,  Кристиан Бейл  в роли капитана Джозефа Блокера и Розамунд Пайк («Опасный элемент») в роли Розали Куэйд, женщины на глазах которой индейцы жестоко убивают мужа и троих детей.

Именно с этой сцены начинается фильм Купера, не предвещающий никакого просвета в жестоком и глухом противостоянии. 1890-е годы, Нью Мехико, капитан Блокер, верящий в Бога, читающий Юлия Цезаря и абсолютно опустошенный годами беспросветной войны с «патронной сумкой причин ненавидеть дикарей» на поясе.

Впрочем, некоторый просвет в этой войне появляется лично для капитана в виде ухода на пенсию. Его последнее задание сопроводить старого вождя племени шайеннов с семьей на север, в резервацию.  С этого момента им предстоит прокладывать себе общий путь. Между доверием и отчужденностью лежит пропасть, которая потребует жертв.

Актеры второго плана заслуживают отдельного внимания. В роли Желтого Ястреба, вождя шайеннов,  потрясающий  Уэс Стьюди  («Танцующий с волками»).  Семья вождя, солдаты отряда капитана Блокера, жители поселений. Везде внимательно прописываются все детали вплоть до поворота головы, игра естественного освещения на лицах, звучание реки, реплики у костра. Повествование строится размеренно и вдумчиво. Музыку, звучащую в картине можно отнести скорее к медитативной.

Кристиан Бейл в роли капитана Блокера убедителен и точен в каждом моменте. Вся картина нанизывается на трансформацию, происходящую в его сознании во время всего пути.  Пути от болезни к исцелению, не обязательно физическому, от одиночества к родственности, не только по крови. От гибели к бессмертию, в памяти любящих. Несколько переломных точек особым образом наполнены метафорами и отсылками к архаичным легендам. В одном из таких ключевых эпизодов индейская женщина ночью отдает свое теплое домотканое покрывало европейке в пронзительном исполнении Розамунд Пайк.

Передача тканного полотна в представлении многих народов  является знаком сердечного доверия. Традиционная шаль символизирует в индейской культуре тело, его нити — вены, по которым протекает жизненная сила, а сам процесс создания ткани подобен символическому объединению миров. В этом простом жесте раскрывается особая мудрость, которая способна сохранить драгоценное тепло человечности.

Тема веры, доверия, выстраданной мудрости проходит через весь фильм. Она звучит в строках псалма, в диалоге о связи с Богом. Вождь шайеннов покидает мир со словами: «мы одно целое, твой дух во мне, мой внутри тебя». И это послание кажется уже ничто не может обесценить, даже смерть всего и вся в лучах закатного солнца.

Поразительные по реалистичности и красоте пейзажи, посреди которых разворачиваются события «Недругов» — это не только великолепная декорация. Природа во всей своей стихийной силе здесь сама выступает в качестве героя, она рассказывает о земле гораздо больше, чем способен выразить даже самый интересный сюжет.

Возникает впечатление, что Куперу гораздо ближе в своей картине раскрывать темы мировоззренческие, и уже потом добавлять динамичность и зрелищность вестерна. В таком сочетании картине невозможно отказать в жизнеспособности.

«Недруги» несомненно пополняют коллекцию таких выдающихся картин на индейскую тему, как «Танцующий с волками» Костнера, «Мертвец» Джармуша,  «Женщина, идущая впереди» Сюзанн Уайт.

 

На превью кадр из фильма «Недруги»

Хорошего просмотра!

Марианна Яцышина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Меню