Образ ковра – это образ мира.
Рувим Мазель (1)
Удивительные легенды собраны вокруг образа ковра. Создание ковра подобно сотворению мира. Ткань ковра — прообраз неба на земле. Ковер, как храм, как лестница, ведущая внутрь себя.
В детстве среди книг мне запомнился большой художественный альбом «Сокровища Эрмитажа». Все начиналось с черной статуи фараона, потом сразу скифские древности, гибкий золотой олень. Под номером четыре был ковёр, тот самый легендарный, ворсовый, из Пазырыкского кургана. В нём ощущалась особая тайна, его орнаменты звучали будто древние песни на незнакомом еще языке.
Прошло время, я научилась ткать ковры и через это постепенно стало возникать понимание языка ковра.
«Какова нить, такова и жизнь»
Промышленное производство ковров так и не вытеснило традиционное ковроткачество. До сих пор лучшие ковры создаются вручную на вертикальных или горизонтальных станках с использованием простых приспособлений – колотушка, крючок, ножницы/нож. Технологический процесс создание ковра за многие века остался почти без изменений. Всё также трудно и всё также живописно.
За историю ковроткачества накоплено огромное разнообразие технических ковровых рисунков, но обычно мастера ограничены своим заказчиком и редко могут себе позволить авторские отступления от своих региональных традиций. Ручное ковроткачество — это своего рода реликт уходящий корнями в очень далёкое время. Например, при всей доступности современной пряжи всех оттенков, по-прежнему ценится та, что окрашена натуральными красителями.
Ручной ковровый станок — это просто большая рама вертикальная или горизонтальная, с несложным набором приспособлений. На станок натягивается прочная нить – основа, образующая каркас для овеществления ковра. В традиционно ковровых регионах, перед началом работы над ковром исполняется песня, своеобразный зачин. От качества натянутой основы будет зависеть вся последующая работа.
Навивание основы, переплетения нитей, завязывание узлов, каждый их этих действий, имеют свое значение и в каждом регионе есть свои приёмы и секреты. На основу, как на ось, постепенно нанизывается полотно ковра.
Переплетение основы (вертикали) и утка (горизонтали) — фундамент ткачества. Гладкие ковры ткутся с помощью простых переплетений. Традиционные килимы, дорожки, гобелены, шпалеры, сотканы именно так. Есть ещё типично ковровая техника — узелки, образующие ворс, а в некоторых случаях роль узелков выполняет специальная косичка (сумахи) или петли. В таких техниках простое тканное переплетение усложняется фактурой.
В одном квадратном метре классического ворсового шерстяного ковра помещается до 360 тысяч узелков, а в шелковом ковре и того больше. На крупные ковры с высокой плотностью ворса затрачивается громадное количество труда и времени. Конечно, они потом стоят и огромных денег, из которых наибольшая часть уходит посредникам, владельцам мастерских, крупным заказчикам.
При том, что на мировом ковровом рынке появляется всё больше машинных подделок, которые настолько имитируют ручное ковроткачество, что отличить их может только специалист, это всё равно не может конкурировать с настоящими коврами ручного производства.
В традиционных ковровых регионах таких как Иран, Туркменистан, Дагестан, Турция, Азербайджан, Пакистан, отдельные области Индии, Китая, Непала и др., сложена многовековая традиция ковроткачества. Обучаются с раннего возраста и ткут пока позволяет зрение, силы и здоровье, получая за этот труд совсем не те деньги, которые такая работа на самом деле стоит, но это уже тема для отдельного разговора.
Творцы и мастера
Великая матерь племен туркменских увидела сон, в котором голос солнца повелел ей выбрать трех девушек и научить их ткать по белой основе узор из разноцветных шерстяных ниток. (2)
Искусство ковроткачества вызывает подлинное восхищение. Пластичные и ясные образы, загадочные символы, гармоничные композиции. Они продолжают волновать и вдохновлять. Особенно если проникаешь в их суть, и начинаешь улавливать символический язык. Осмысленно и глубоко строились первоначальные орнаментальные композиции, подбирались цветовые сочетания, создавались технические приемы.
Во многих культурах есть легенды о богах и богинях, которые обучали людей ткачеству. Тема нити судьбы и божественного полотна в котором переплетены все судьбы встречается у разных народов, а те из смертных, кто имел дело с нитью и умел создавать полотно, наделялись особым знанием тайн природы.
В Индии, Египте, Междуречье, Америке, Кавказе, Китае, в Средней и Центральной Азии, где только не создавались ковры. Существование ковроткацких мастерских подтверждают археологические находки бронзовых ковровых ножей. Уже в середине II тыс. до н.э. существовали ножи для обрезания ворсовой нити ковра. Появление таких инструментов можно отнести к концу III тыс. до н.э.
Лучшие ковры принадлежали храмам и правящим семьям, не случайно, что некоторые из этих изделий попадали в царские гробницы и курганы. Фрагментов таких образцов по миру сохранилось немало и по ним можно судить, что технология изготовления и эстетика композиций была на высочайшем уровне.
Немало фактов указывают на то, что искусство производить ковры, прежде чем вошло в народную традицию, долгое время являлось храмовой практикой. Само по себе долгое сосредоточение и неподвижность необходимые для работы над ковром, тоже наводит на эти размышления. Ковровое мастерство предполагает дисциплину ума и тела, хорошо развитое пространственное мышление, воображение, умение вести математические расчёты. Даже простое копирование ковров обязывает ко многим умениям, а что говорить о создании технических рисунков, продумывании деталей, колорита, сочетаний, взаимосвязей, изумительной выделки шерсти, создание качественных нитей, подбора прочных красителей и многого другого.
Пазырыкский ковёр
Олени Пазырыкского ковра — это вечная загадка, спор о том, что где, когда и зачем эти фигуры были вытканы. Между ними множество изображений и образов, целый мир красоты и целый мир учености, романтичной и увлекательной. (3)
Среди наиболее древних образцов ковроткачества особым образом выделяется ковёр, обнаруженный в Горном Алтае в 1949 году в курганах Пазырыкской культуры. Экспедиция под руководством профессора С.И. Руденко обнаружила цепочку крупных курганных захоронений, откуда были извлечены уникальные вещи в том числе из органических материалов, которые обычно бесследно исчезают под толстым слоем грунта уже спустя столетие.
Среди этих находок был обнаружен ворсовый ковёр изумительной работы, пролежавшей в алтайской земле две с половиной тысячи лет. Благодаря вечной мерзлоте, образовавшейся под курганной насыпью, ковёр оказался практически не поврежден и на сегодняшний день является самым древним из целиком сохранившиеся такого рода изделий в мире.
Великолепная техника и сложная орнаментальная композиция указывает на плод зрелого мастерства. Пазырыкский ковер имеет почти квадратную форму, его размер 200 на 183 см. На одном квадратном метре этого ковра завязано около 360 тысяч шерстяных узелков, это считается наиболее высокой плотностью для шерстяного коврового изделия.
Ворсовая поверхность выполнена с помощью двойного симметричного узла «хордиес» излюбленного у многих мастеров и сейчас. Цветовое решение насыщенное и глубокое, натуральные красители выглядят исключительно сохранно, переливы оттенков придают ковру безупречность.
На следующий год после находки Пазырыксого ковра, в другом районе Горного Алтая, уже в Башадарском кургане были найдены фрагменты другого ворсового ковра, это находка не была столь эффектна, как Пазырыкский ковёр, но добавила немало вопросов для историков и археологов.
Техника ручного ковроделия, созданная, по-видимому, около трех тысячелетий тому назад, сразу оказалась настолько высокой, что в лучших образцах практически не изменилась до наших дней. (4)
Существует множество версий и предположений о месте производства Пазырыкского ковра. Конечно, более всего интересует вопрос в каком именно регионе был выткан этот ковёр. Страны, где высоко развита культура ковроткачества, находят убедительные аргументы в свою пользу, но никто из них не может стопроцентно это утверждать. Свои версии выдвигают археологи, историки, искусствоведы, исследователи, но сфинкс Пазырыкского ковра продолжает ждать своего Эдипа.
Движение в ковре подчинено замыслу вращения, где орнаментальные полосы выражают ритмику спиральной лестницы, ведущей вверх. Краски, композиция, каждый образ в отдельности и всё в целом, погружают зрителя в мир красоты и тайны. Геометрически размеренная композиция, ритмика повторяющихся элементов, все сделано удивительно точно и гармонично.
Все участники ковровой мистерии имеют свое смысловое звучание, особенно привлекают внимание фигуры оленей и всадников, шествующих вокруг центрального поля. Они как бы защитной цепочкой окружают центральное поле ковровой композиции. На этом поле вытканы квадраты, в которых расположены восьмиконечные цветочные розетки.
Это один из излюбленных в орнаментальном искусстве мотивов под общим названием — Древо Жизни. На общекультурном символическом языке Древо Жизни маркирует образ Божественной Матери, объединяющей небо и землю.
Вообще, изображение цветочного мотива не стоит недооценивать по его глубинному содержанию. Цветущее дерево или ветка, или просто цветок — одно из древнейших символических изображением Великой Матери. Впоследствии, параллель Древа Жизни в связи с образом Богини Матери оказалось во многом забыто, но на прикладных изделиях и в традиционны орнаментах этот мотив сохранил свою сакральную значимость.
Кружение фигур происходит вокруг центрального поля, мерцающего восьмиконечными знаками. Завораживают двадцать четыре квадрата с крестообразными формами на центральном поле, они как семена неведомых растений, упавшие с древних высот.
Небольшое отступление
В уже упомянутом Пазырыкском кургане, ставшим место хранения древнего ворсового ковра, было также обнаружено грандиозное войлочное полотно с повторяющимся сюжетом всадника и богини. Так вот богиня здесь изображена с цветущей веткой в руке, персонифицируя таким образом Древо Жизни, объединяя антропоморфный и растительный мотивы в одном изображении. Это придаёт сюжету значительную содержательность и заслуживает отдельного внимания, но выходит за рамки данного повествования.
Алтарь
Вспомним восточный ковер, символизировавший в древности своей формой и орнаментом плоскостную картину мира. (5)
Ритмическое и симметричное чередование ковровых элементов в разных направлениях создает впечатления вращения. Такой прием распространен в орнаментальных композициях. Ритм вращения, который задается в Пазырыкском ковре, подводит к образу алтаря или мандалы, как сферы обитания божества. Неслучайно будет сравнение квадратного ковра со сферической мандалой, тем более, что в более ранних своих образцах мандалы имели квадратную форму с выраженным центром. В Пазырыкской композиции как раз центр занят раппортным изображением Матери — Древа Жизни.
В задачу коврового полотна изначально входила функция передвижного алтарного пространства. В архаичных литературных памятниках отражено построение крестообразных алтарей, как части гармонии Вселенной. Нет сомнений, что крестообразный метод переплетения ковровых нитей и сам принцип орнаментального построения ковра имеет смысловые параллели с древними алтарями.
Сравнение, казалось бы, плоского ковра с возвышением алтаря (латинское altus «высоко расположенный») здесь закономерно. Прочный, эффектный, насыщенный символическими образами, он являлся средоточием представлений о мироустройстве. Гораздо позднее, в исламском мире получил развитие молитвенный ковер, в буддизме приняты медитационные ковры, в христианской традиции можно встретить ковер в алтарной зоне храма. Но истоки функциональности ковра, как места моления, уходят далеко в доисламское и дохристианское время.
Этимологические подсказки
Ковры прославляли искусство и трудолюбие часто весьма высокопоставленных женщин, окруженных ореолом высокой добродетели. (7)
На греческом языке ковёр – тапес, на латыни – tapetum что дало корневую основу для обозначения коврового ткачества. Отсюда французский — tapisserie, английский carpet – ковёр, tapestry — гобелен.
Интересно, что латинское tepidus — «теплый» восходит к древнеиндийскому tapati «греет», taptas «теплый» и общеславянскому topiti «нагревать», букв. «заставлять быть теплым», отсюда древнерусское «топити». Как тут не вспомнить прямое назначение ковра — согревать, утеплять.
Но как быть со словом «ковёр»? Оно определяется как тюркизм, kower — войлочная кошма, покрывало. Версия привнесённого тюркского слова для обозначения не тканного, но войлочного изделия оправдана, однако её нельзя считать исчерпывающей.
Обращает внимание в слове «ковёр» славянский корень «ков» (ковать, подкова, ковчег, ковш, ковёр). В Ипатьевской летописи встречаются слова «оковывать» в значении «покрывать», «делать», «изготавливать». Отсюда выражение «кованый платок», в смысле узорной ткани расшитой золотыми нитками. Можно упомянуть словосочетание «ковать свою судьбу», где под ковкой подразумевается делать с трудом, с усилием.
Вспомним, что процесс изготовления ковра не обходится без инструментов, с помощью которых надо прибивать ряд за рядом, орнамент как бы вплавляется в структуру основы, нанизывается слой за слоем, узелок за узелком, что сродни ковке по металлу.
Учитывая, что современные области развитых центров ковроткачества совпадают с местами расселения индоиранских скотоводов эпохи бронзы и раннего железа, то обращает на себя внимание сам корень «ков», который в славянских и родственных индоевропейских языках служит для определения рода занятий и одновременно обозначения жреца, вождя, волхва (древнеиндийское kavi, авестийское kavi – «вождь», «жрец»), отсюда коваль (кузнец).
Ковер был не только способен покрывать поверхность и согревать, но с помощью материи, знаковой символики и большого труда выстраивалось полотно, организующее сакральное пространство, а за организацию и наполнение такого пространства отвечали жрецы.
Мастер, изготавливающий подобную вещь вполне мог являться в глазах древнего общества жрецом, волхвом, тем более, речь идет об обществе, в котором функции священнослужителя и ремесленника еще не были окончательно разделены.
Насколько почетно заниматься ковроткачеством, достаточно вспомнить легендарную гомеровскую царицу Пенелопу. Ковёр, которой она ткала, распускала и снова ткала имеет в повествовании знаковое значение и сакральную функцию, напрямую влияющего на судьбу главных персонажей.
Разнообразие
Ковер по-прежнему организует пространство, символизируя центральную ось дома — очаг, огонь и поддерживает интерьер. За многие века существования коврового искусства, родилось множество стилей, техник, разновидностей, подходов, традиционных и авторских. Геометрические, цветочные, сюжетные, фактурные, абстрактные, авторские, каких только не существует ковров. Направлений в ковровом мире огромное разнообразие, но если брать традиционные ковры, то можно выделить четыре основных вида ковров.
- «Домашние»
Их местоположение в доме — пол, дверь, очаг, стена. Их изначальная функция —заграждение, укрытие, утепление. Поговорка «дом начинается там, где расстелен ковёр», это про них. В современном мире к этому типу можно отнести большинство интерьерных ковров.
- «Дорожные»
К этому семейству относятся ковровые сумки, подушки, пояса, тканные полосы, которыми опоясывали юрты. «Дорожные ковры» брали на себя функцию дорожного оберега. В наше время они по-новому «зазвучали» в виде дизайнерских вещей с элементами, выполненными в ковровой технике.
- «Праздничные»
Это ковры предназначены для знаковых событий, например, свадебных или похоронных обрядов. Известный сюжет кражи невесты в ковре является поздней репликой архаичных обычаев.
Также является отголоском давних обрядов, суфийский и в целом исламский обычай покрывать ковром тонкой работы надгробие святого человека в знак особого к нему почтения. Например, «жемчужный ковёр» декорированный жемчугом, выткан специально для украшения гробницы пророка Мухаммеда в Медине.
- «Молитвенные»
Задача этих ковров выделять особое возвышенное место, алтарь, престол, трон, личное молитвенное место и в целом, храм. На сегодняшний день разновидностей храмового семейства ковров множество.
Среди вошедших в историю молитвенных или храмовых ковров можно вспомнить златотканый «Массах» – легендарное ковровое полотно, служившее входом в алтарный придел Иерусалимского храма. Также характерный пример это мусульманские молитвенные ковры михрабы, у них, в отличии от симметричных, выражен в композиции принцип верха и низа, купола и основания.
Некоторые симметричные ковры с центральной расходящейся розеткой и цветочными мотивами тоже можно отнести к храмовым, так как в них заложена символика поклонения Древу Жизни.
И напоследок
И оживает он в узоре многоцветном — то дух ковра. (8)
Возвращаясь к истокам ковроткачества можно с уверенностью сказать, что назначение подлинного ковра — сближать и объединять видимое и невидимое, земное и небесное, словно символический алтарь, наполненный переплетениями универсальных образов и смыслов.
Неслучайно, что именно в горных областях сохраняется традиция ковроткачества. Возможно, дух ковра особенно ощутим в горах, там, где шумные реки заплетают свои бирюзовые косы. Где можно услышать стук несущихся конских копыт, гудящий в кедрах ветер, треск смолистого огня в очаге и мерный звук ковровой колотушки по мягкой основе. Сверкающий снег закрывает древнюю землю, ту самую, где по-прежнему звучит живая песня ковра.
Цитаты в тексте:
- Ковровая сказка. Творчество Рувима Мазеля и традиционное ковровое искусство туркмен. Гос. муз. Востока «Галарт» М.: 1995
- Н. Апчинская О творчестве Рувима Мазеля с.12 Гос. музей Востока «Галарт» М.: 1995
- Н.В.Полосьмак, Л.Л. Баркова. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая 4 — 3 веков до нашей эры. с.159 «Инфолио» Н-ск. 2005
- Золотые Олени Евразии. Под общей редакцией Б.Б. Пиотровского с.7 «Славия» С.-Пб. 2003
- Л.М. Буткевич. История орнамента с.23 «Владос» М.: 2004
- Ковровая сказка. Творчество Рувима Мазеля и традиционное ковровое искусство туркмен. с.51 Гос. муз. Востока «Галарт» М.: 1995
- «Русское народное искусство», с.32. СПб. 1914
- Ковровая сказка. Творчество Рувима Мазеля и традиционное ковровое искусство туркмен. Гос. муз. Востока «Галарт» М.: 1995
Еще публикации автора по этой теме:
О фильме про Пазырыкскрй ковёр посмотрите здесь
Если стало интересно научиться ткать
Марианна Яцышина