«Огненный Мир, прежде всего, требует различия между малой и большой правдою. Ничто так не уклоняет людей с пути, как малая правда. Они выхватывают малые осколки, не думая о предыдущем и последующем. Такие осколки не лучше любой лжи, но смысл Мира Огненного в величии Истины. К ней нужно готовиться всеми мерами, нельзя полагаться, что понимание величия Истины придет само. Нужно приготовить сознание к вмещению таких размеров. Это вовсе не легко. Можно видеть, как ложно понимаются самые простые слова. Даже трудно представить насколько может быть извращено самое обычное слово. Но нужно пройти через испытание столь различных понятий.»
Мир Огненный ч.2, 198
Дневниковые записи последних лет земной жизни Елены Ивановны Рерих выложенные в открытый доступ — это, без преувеличения, огненное явление. Собственно, некоторая часть записей так и названы «Огненный опыт». Эти записи подарили возможность как бы присутствовать при диалоге Величайших Душ. И даже в некоторой мере прикоснуться к их взаимоотношениям. Безусловно, значение дневников Елены Ивановны еще предстоит осмыслить.
Но все же надо помнить о бережности и технике безопасности. Отнестись к манускриптам максимально осторожно и бережно, как мы поступаем, например, в отношении открытого огня. Лучше отдалится на безопасное расстояние, обождать, проявить аккуратность, если что-то кажется не созвучным и не понятным. Долго удерживать внимание на этих записях — напряженная работа, подчас даже болезненная. Подобно тому, как смотреть на солнце высоко в горах без защитных очков.
Манускрипты Елены Ивановны — это явление глубокого значения. В них содержится настолько необычная и во многом совершенно новая информация, которую надо еще суметь вместить. Не будет преувеличением сказать, что отношение к такому явлению, как дневники и «Огненный опыт» — это испытание для каждого приблизившегося.
Аналогия с открытым огнем, могущим стать причиной пожара при невнимательном отношении, вовсе не случайна и последствия такого пожара могут быть драматичные. Вплоть до утверждения, что дневники поддельные и в целом отторжения от этого источника. Надо сказать, что споры о своевременности или подлинности этих записей ведутся долго и по большей части крайне некорректно. Поиски нелогичности, несоответствий, агрессивные выводы касательно некоторых сложных для понимания эпизодов приводят к полному абсурду. После таких споров даже у рефлексирующих читателей может возникнуть желание отложить эти тексты, не думать о них, не пытаться понять. И если книги Учения Живой Этики, статьи и письма Елены Ивановны в которые можно погружаться, находя там ответы на все вопросы, достаточно адаптированы для земного восприятия, то дневники по разным причинам не проходили фильтр этой адаптации.
Например, звучит немало вопросов к самой стилистике текста. У кого-то вызывает недоумение, отчего постоянно повторяются слова с корнем «яр». Порой в одном предложении таких слов можно встретить от трех и более раз. Попробуем с этим немного разобраться. Ведь именно стилистика написания и выдает сугубую необычность этих текстов. Тем более, что именно слова с корнем «яр» более всего соотносятся с огненной стихией. Имеющиеся на русском языке слова с этим корнем можно с большой долей условности поделить на три направления:
— как свойство: светящийся, блестящий, ослепительный.
— как определение: жаркий, горячий, крутой, огненный.
— как состояние: возбужденный, энергичный, деятельный, сильный, гневный, страстный.
И логически можно сразу перейти к следующему часто повторяющемуся в дневниках слову «страстно». Заметим, что синонимами слову «страстный» будут воодушевлённый, жаркий, огненный, пламенный.
Разделим для удобства «страстный» так же три основных направления:
— Проникнутый сильным, напряженным чувством, чрезвычайно сильный.
— Целиком, с крайним увлечением отдающийся делу, влечению, страсти.
— Крайне чувственный, весь проникнутый чувством любви. Это всё про «страстно».
Здесь уместно вспомнить о понятии трех гун: Саттва — элемент ума, интеллекта, Раджас — элемент энергии, страсти, Тамас — элемент массы, плотной материи. Гуны согласно древней индийской философии это скрученный из трех нитей прочный шнур, на котором держится всё мироустроение. Гуны связаны подобно пламени, маслу и фитилю в лампе. Саттва «чистый покой» проявляется через Раджас, «деятельность», или не проявляется, оставаясь Тамасом «инертной материей».
Именно страстной энергией насыщенны строки дневников. Энергия раджаса проявляется практически в каждом слове, в каждом предложении. И тут надо вспомнить про глагол «уявить» или «оявить», который так же постоянно повторяется в дневниковых записях Елены Ивановны. Именно этот редко употребляемый глагол был взят в оборот речи для передачи процесса проявления раджаса, то есть огненной, деятельной, страстной, ярой энергии в земной материи.
Таким образом в русском языке были найдены слова наиболее передающие огненный смысл происходящего. Отнюдь не случайно были выбраны «яро» и «страстно». Их ритмичный повтор походит на древнюю мантру, на метрический шаг орнаментов в храме, на мелодию ритуального танца. Частота повторения слов привносит в текст особую ритмику, которая мало вяжется с привычными формами повествования.
Благодаря постоянному повторению слов «яро» и «страстно» страницы дневников делаются схожи со сверхдальней высоковольтной линией передачи. Чрезвычайно насыщенные внутренним напряжением слова Учителя, которые записывала Елена Ивановна, проявляются именно через те самые повторяющиеся огненные слова, которые в некоторой мере и выдают это напряжение.
Ни интеллектом, ни рассудительностью, ни логикой эти тексты не прочувствовать и тем более не принять. Строки излучают настолько напряженную огненную страсть и сильные чувства которые исключительно сердце способно вместить. Огненный опыт Елены Ивановны смело можно назвать явлением глубочайшего внутреннего откровения. Этот опыт не предназначен для беглого взгляда и скорого суждения.
Дневники если и были для кого-то предназначены, то исключительно для глубоких, не предвзятых и честных будущих исследователей, коих не может быть большинство. И есть ли такие исследователи среди нас сейчас, не возьмусь утверждать.
Интересно, что Святослав Николаевич Рерих называл дневники Елены Ивановны манускриптами (от лат. manu scriptum написанное рукою). Таким словом обычно называют древние рукописные тексты. В дневниковых записях действительно присутствует нечто древнее, глубокое, потаённое. Они созвучны с самыми загадочными древними текстами, которые хранит история человечества, такими как коптская рукопись под названием «Гром. Совершенный ум» , а также, например, «Большая Касыда» Ибн-Аль Фарида (перевод Зинаиды Миркиной). Еще один пример, Книга «Песнь песней», входя в собрание канонических библейских текстов, она значительно отличается от всего последующего и предыдущего. Как точно заметил один из толкователей этого текста: «всё состояние мира не сто́ит того дня, в который дана эта книга».
Дневниковые записи последних лет Елены Ивановны Рерих — это по сути «Песнь Огня». Мощная, страстная, срывающая все шаблоны, в высшей степени ярая и всепобеждающая.
Подлинно эпическая Песнь о сверхчеловеческой Любви.
«Только принятие высших мер вызовет призыв Высший, — Радж, Радж, Радж! Троекратное вмещение может повести к высшим сферам. Радж не знает мести и осуждения. Радж великодушен, ибо устремлен в будущее. Радж хочет добра, ибо он любовь творящая. Такая мера упасет от малой правды, которая бывает недалека от злобы сомнения и осуждения. Так, когда захотите закалять дух, можно повторять древний мантрам — Радж, Радж, Радж!» Мир Огненный ч.2, 198
Некоторые размышления о Е.И. Рерих посмотрите еще здесь
На превью фото National Geographic «Вспышка», автор: Rob Leslie
Интересных вам открытий!
Марианна Яцышина