В растенье и в камне — везде,
В горах, в облаках, над горами
И в звере, и в синей звезде,
Я слышу поющее пламя.
М. Волошин
Равноденствие, так называется эта серия. Каждая работа свой маленький мир, а все вместе они — равноденствие. В дни равноденствия особенное освещение, день равен ночи, и Солнце восходит почти точно на востоке. Равноденствие сродни равновесию. Звучит умиротворенно.
Вся серия выполнена на панно сделанных из сибирского кедра. Такого в любом состоянии прекрасного, благородного и любимого алтайского кедра. Минералы в панно, это отдельная история. Многие из них сибирские, например, змеевик, яшма, чароит, серафинит, родонит. Но есть и такие, кто приехал издалека, например, агаты.
Все эти камни сами по себе удивительны. Вечность в текущем мгновении. Камень вглядывается в человека. Передает безмолвную песнь гор, позволяет любоваться собой. Человек и камень встречаются глазами и сердцами. Кедр их объединяет. А краски позволяют выразить танец чувств.
Возникают образы, орнаменты, пейзажи, проявляются из рисунка камня, из воздуха наполненного снежным дыханием, из яркого горного Солнца и приглушенных оттенков тайги.
Задумка создавать кедровые панно с минеральными композициями, а затем расписывать их и покрывать особым лаком, принадлежит основателю и руководителю творческого союза Самоцветы Виктору Николаевичу Лихачеву. О Самоцветах рекомендую посмотреть отдельно, чтобы составить представление об этом творческом союзе и разнообразных интересных авторах.
Нужно особо отметить, что в данной серии все кедровые изделия и минеральные композиции были выполнены В.Н. Лихачевым, создателем и руководителем творческого союза. Для меня была большая честь стать соавтором с таким замечательным мастером своего дела.
В целом, сотворчество с Самоцветами было важным опытом и чудесной возможностью поделиться своим мироощущением. Вдохновляясь историей, легендами и, конечно, удивительными минералами, получилось создать вот эту серию под названием — Равноденствие.
Созерцание. Минеральная композиция — агат.
Размер 47х80
2015 год.
Созерцание агата способствует психическому равновесию. Специалисты по литотерапии утверждают, что агат обладает свойством гармонизировать окружающую обстановку. Захотелось подчеркнуть эту гармоничную особенность великолепного минерала. Агат очень разнообразен по своему внешнему виду. Он состоит из чередующихся слоёв многоцветного халцедона. Искусство обработки агатов уходит в глубину веков. Шлифованный агат производит настолько живое впечатление, что на него можно смотреть не ощущая времени.
Эдельвейсы Укока. Минеральная композиция — агат.
Размер 33х41
2013 год
Среди археологических находок на легендарном плато Укок ключевое место занимает женское захоронение так называемой Принцессы Укока. Судя по костюму и головному убору, захороненная здесь женщина происходила из знатного жреческого сословия. Её головной убор устремлен вверх и является сложным многоступенчатым выражением идеи восхождения и снисхождения, как извечного круговорота бытия. Дамы в стилизованных головных убора Укокской жрицы созерцают хрупкие эдельвейсы, которые по сей день произрастают на высокогорном плато Укок. Агаты здесь олицетворяют извечное кружение бытия и одновременно торжественную динамику вечности.
Огненная чаша. Минеральная композиция — агат, яшма.
Размер 50х64
2013 год.
Панно Огненная чаша является глубоко ассоциативной. Сюжетная композиция здесь вполне ясно читается, но смысловое содержание для каждого индивидуально. Как автор, могу лишь сказать, что это особого рода погружение и сотворчество с минералами. Агаты и яшма здесь буквально напитаны огнем.
Хранительница стихий. Минеральная композиция — агат, лазурит.
Размер 42х30
2014 год.
Эта работа работа вобрала в в себя аромат индоарийских представлений о роли Женщины Богини укрощающей стихии. Главной движущей силой Природы повелевающая стихиями, несомненно, являлась именно Женщина Мать. Агаты и лазуриты вплетаются в таинственную древность.
Валькирия. Минеральная композиция — агат, флюорит.
Размер 75х55см
2015 год
Валькирия здесь собирательный образ, как бы сотканной из ветра и полета. Причастность Валькирии к небесному миру, подчеркивается как с помощью стилизованной головы птицы, так и крылатыми элементами в одежде и головном уборе. Агаты и флюориты дарят всей композиции торжественное звучание.
Тара. Минеральная композиция — агат, гелиолит.
Размер 51х70
2013 год.
Многие века тому назад жила принцесса, обретшая просветление. Мудрецы того времени признав просветление принцессы, все же посоветовали в следующем рождении воплотиться в мужском монашеском облике, чтобы с успехом продолжить свой духовный путь. Но принцесса отвергла эту идею, сказав, что не существует для просветления ограничений рождения и пола. Она с успехом превратила свою женственность в средство достижения просветления, и дала обет помогать всем живым существам избавляться от мук сансары и невежества. Эту прекрасную принцессу звали Тара, что в переводе с санскрита означает «Звезда», а буддисты переводят ее имя, как «Спасительница». Тара достигла совершенного просветления и сострадания ко всем живым существам своей сердечностью и ясным сознанием. Волшебство агатовых переливов наполнено торжеством.
Девушка Катунь. Минеральная композиция — лазурит.
Размер 35х21
2014 год
Это лирическая работа посвящена реке Катуни. Много легенд и поэтических сказаний связано с Катунью, она и щедрая хозяйка, и мудрая супруга, и суровая госпожа, и юная царевна. Здесь Катунь молодая девушка с длинными волнистыми волосами. Неутомимое движение речных волн это удивительный танец прекрасной девушки по имени Катунь. Лазурит чудесно подчеркивает ее образ.
Равновесие. Минеральная композиция — агат, флюорит.
Размер 85 х 60 см
2016 год.
В этой работе центральную часть занимает необычайно интересный по колориту крупный (23 х 17см) пейзажный агат, а так же два небольших тонких по колориту флюорита и три нежных агата средних размеров. Символически две женские фигуры олицетворяют две ипостаси того единого целого, которое пронизывает всю нашу жизнь, — ночь и день, холод и тепло, зиму и лето, расцветание и увядание. Они уравновешивают друг друга в своем неизменном сотворчестве. По сути это те силы, которые удерживают баланс в нашем мире. Фигуры окружены небом
и горным алтайским пейзажем. Костюмы и головные уборы героинь стилизованны согласно эпохе расцвета скифо-сибирской культуры на Алтае.
Предстоящие. Минеральная композиция — яшма, лазурит, родонит.
Размер 45х46
2014 год.
Предстоящие фигуры замерли перед ковровым изображением Хранительницы Мира. Она благословляет творения, всё проникнуто лучами Ее присутствия. Панно посвящено извечной теме гармонии двух начал, двух полюсов единого мира. Костюмы стилизованы в пазырыкской культуре. Жертвенные птицы в руках возвращают к извечной идее души-птицы. Ковер в этом панно служит некой дверью в пространство согласия и взаимопонимания двух начал. Элементы ковровой композиции согласованы с традиционными орнаментами. Ковровая тема подробнее раскрывается здесь. Пятнистая яшма и теплый родонит играют в композиции ключевые роли. Лазурит в центре удерживает центр всего панно.
Равноденствие. Минеральная композиция — малахит, азурит.
Размер 46х78
2013 год.
Равноденствие праздновалось на восходе Солнца, первые лучи встречали игрой на всевозможных духовых инструментах от маленьких свистулек до флейт и труб. Звуками и песнями приглашались на Землю обновление. Этот праздничный период традиционно считался одним из самых благоприятных для знакомств, хороводов и для создания гармоничных отношений. Минеральная композиция наполнена оттенками зеленых и синих цветов весенней Земли. Костюмы напоминают о единой евразийской традиции празднования равноденствия. Малахит и азурит дополняет весь сюжет ароматом весенней свежести.
Мозаика времен. Минеральная композиция — офикальцит, в центре минеральный микс.
Размер 35х45
2014 год.
Мозаика времен сложена из образов соединенных нитью истории. В этой мозаике нет случайных элементов. Будь то элемент северорусской вышивки или скифский круторогий архар, или индоиранские мотивы в геральдике с грифонами, или сарматский всадник или древнерусский эмалевый сокол, олени, петроглифы, катандинские лебеди. Все они собраны воедино самим временем. Менялись способы выполнения, стилистика, материалы, но неизменной оставалась главная задача — передать в символах почтение и прославление Матери Природы. Яркий минеральный микс в центре задает настроение всей композиции.
Круговорот. Минеральная композиция — амазонит.
Размер 41х30
2013 год.
Олень животное посвященное Солнцу. Четыре оленя — четыре годовых стоянки Солнца. Кроме того, год был поделен на два основных цикла. Два периода тепла и холода обозначались зеленым и красным цветами. В красный период тепло приходит от огня, в зеленый — тепло Земле дарит Солнце. Бархатистость амазонита символизирует внутренне тепло земли.
Серафинит. Минеральная композиция — серафинит.
Размер 31х44
2013 год.
Две женские фигуры склонились над серафинитом, удивительным сибирским минералом. Они любуются его переливами и видят в его природной красоте живую связь с создательницей природной красоты Мать Умай. Согласно алтайским легендам, именно, Умай-Энэ принадлежит все прекрасное и гармоничное, что мы видим в Природе. Она щедро раздает свои дары, но и мужественно их оберегает. В костюмах узнаются характерные евразийские животные и растительные мотивы. Подробнее об Умай -Энэ посмотрите здесь.
Благопожелание. Минеральная композиция — чароит.
Размер 28х20
2014 год.
В традиционной культуре Азии широко распространен обычай сооружать на горных перевалах «обо» из камней. Проходящий или проезжающий через перевал оставлял камень на «обо» в знак уважения духам вершин. Считается, что камни «обо» имеют особую силу, если к ним прикоснулась рука человека с добрым намерением. Теплый чароит подчеркивает красоту традиции горных благопожеланий.
Дивный остров. Минеральная композиция — чароит.
Размер 31х45
2014 год.
В многих сказаниях и легендах живет мечта о дивном острове на котором стоит «праведный город» мира и согласия. В Валаамских монастырских хрониках упоминается Дивный остров на Ладожском озере. «Так дивно от премудрого Создателя устроенный, что имеет вид неприступной крепости, плавающей среди вод». В этой работе создан собирательный образ дивного острова. А в основании «праведного города» заложен благородный чароит.
Вдали. Минеральная композиция -яшма.
Размер: 62х45
2013 год.
На этом панно как бы из-за полога аила можно наблюдать горный пейзаж вдали. Аил –традиционное конусовидное жилище коренных жителей Алтая. Внутренняя часть аила над входом украшена ковром и именно через вход, который является еще и окном этого традиционного жилища, можно любоваться горным пейзажем. Алтайская яшма в центре панно, подчеркивает своим естественным рисунком изгибы горных хребтов.
Белая река. Минеральная композиция -малахит.
Размер 47х50
2015 год
Эта работа посвящена легендам о молочной реке. В мифологии народов Евразии молочная река является символом Верхнего мира. По легендам белая, святая река течет из вымени небесной коровы. В русской традиции говорилось, что невидимый град Беловодье находится за высокими хребтами, где с небес стекает молочная река. Малахитовая композиция придает изысканность сюжетному мотиву.
Рождение нового дня. Минеральная композиция -яшма.
Размер 42х33
2015 год
Новый день, как и новый человек, полон возможностей и неведомых открытий. Человека встречают любящие родители, а новый день обнимает Небо и приветствует Земля. Яшма теплых оттенков нежно переплетается с рисунком.
Цветы месяца кукушки. Минеральная композиция- змеевик.
Размер 55х45
2014 год.
Панно посвящено цветам, которые распускаются в месяц кукушки. Первый летний месяц по алтайски зовется месяцем кукушки (куук ай). Глубокие зеленые оттенки змеевика привносят свежесть летнего леса.
На вершине семиколенного вечного тополя
Две одинаковые, с конскую голову, золотые кукушки,
Днем и ночью гулко кукуя,
Перекликаясь сидят.
От кукования их белые цветы
На Алтае расцветают,
Синие цветы
На земле распускаются, — таков их обычай.
Из эпоса «Маадай-Кара»
Древо жизни 1. Минеральная композиция — лазурит.
Размер 24х30
2013 год
В этой работе Древу две фигуры одетые в стилизованные костюмы двух эпох, скифской и тюркской. Эти эпохи отстоят, друг от друга по земному времени, но Древо Жизни, как известно, живет в Вечности. Вокруг заплетаются в причудливом узоре цветы и травы. Небесно-синий лазурит подчеркивает атмосферу сказки.
Древо жизни 2. Минеральная композиция — офикальцит
Размер 34х35 см
2015 год.
Во время проведения свадебных обрядов, особое внимание уделялось танцу вокруг нарядно украшенного столба, символического Древа Жизни. В разных традициях это могли быть определенные деревья или коновязь или цветущий кустарник. Крупный офикальцит хранит тепло красок ранней весны.
Всадница Весна. Минеральная композиция -яшма.
Размер 14х18 см
2014 год.
Сюжет из алтайского сказа о весне. В образе юной девушки на белой кобыле, весна объезжает горные долины и рассыпает чудодейственное снадобье, от которого пробуждается после долгой зимы все живое. Полосатая яшма задает тон всей композиции.
Пазырыкский мотив. Шкатулка. Минеральная композиция -яшма.
Размер 19x14x12 см
2014 год.
В Горном Алтае в урочище Пазырык среди прочих уникальных находок, был найден ворсовый ковер изумительного качества и сохранности. Его возраст около двух с половиной тысячи лет. Подробнее об этом ковре посмотрите здесь.
В этой шкатулке представлены все персонажи знаменитого пазырыкского коврового сюжета: всадник, пятнистый олень, грифон и цветочная розетка. Глубокие оттенки яшмы позволили сохранить основную цветовую гамму самого древнего в мире ковра.
Феникс. Минеральная композиция — яшма.
Размер 16х20 см
2014 год.
Феникс образ собирательный и многогранный. Традиционно изображение феникса составлено из нескольких характерных элементов присущих разным птицам. Фантастический феникс птица жизнеутверждающая. Мягкий оттенок яшмы подчеркивает необычность образа.
Куйгук. Минеральная композиция — серафинит, змеевик.
Размер 35х47
2014 год.
Горный Алтай. Усть-Коксинсикй район. Катунский хребет. Водопад Куйгук. Он мощной птицей слетает вниз, покидая небесную гладь озера Куйгук. Тот, кто хоть раз увидел водопад Куйгук, уже не сможет забыть его могучий полет.
Подробнее об этих местах посмотрите здесь.
Катанда. Декоративная тарелка. Змеевик.
Размер Ø35 см.
2013 год.
Это работа посвящена уникальным археологическим находкам в Катандинской долине в Усть-Коксинском районе. В окрестностях села Катанда в 1865 году академиком В. В. Радловым были исследованы первые памятники пазырыкской культуры. В большом катандинском кургане Радлов обнаружил подкурганную мерзлоту, благодаря которой сохранились уникальные изделия, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле. Особенно запоминается мотив трех лебедей в свастическом кружении. Это изображение послужило источником вдохновения при создании этой работы. О зверином стиле тема раскрывается подробнее здесь.
Бабочки. Декоративный набор. Минеральная композиция — лазурит.
Размер 32х23
2015 год.
В этой работ все элементы выполнены в подчеркнуто декоративном стиле. Выбраны яркие праздничные оттенки. Насыщенный лазурит буквально звенит синевой высокого неба.
Авторские вещи можно посмотреть еще здесь.
Марианна Яцышина