Ткачество и ковроткачество. Полагаете между ними есть разница?
Я думаю – да. А я считаю – нет.
На самом деле и то, и то верно. Противоречие? Нисколько.
Есть основа, есть уток, есть различные переплетения, есть счёт, есть станок.
Стоп. А вот здесь-то всё и начинается.
Мы же сейчас говорим не про машинное производство. Про ручную работу. И это существенное уточнение.
Как раз на этапе станка и начинается интрига).

Начнем с ковроткачества. Ручные ковры ткут на разнообразных станках и рамах. По технологии их принято называть ковровязальные станки. Они могут быть как горизонтальные, так и вертикальные. Но чаще всего это прочные четырёхугольные вертикальные рамы, на которых в идеале есть боковые стойки и два товарных вала, вверху и внизу, и собственно всё. На валы натягивается основа, и дальше пошло дело техники.
Перечислим несколько разновидностей таких рам-станков:
— напольный вертикальный (форма буквы «Д»)
— настольный вертикальный (форма буквы «Д»)
— напольный и настольный вертикальный «греческий» (форма буквы «Л»)
— напольный горизонтальный (форма буквы «Д» набок)
Без особого разнообразия, заметили?

А сейчас внимание. Вам доводилось видеть ручной ткацкий вертикальный станок?
Маловероятно… а всё потому, что он устроен в корне иначе.
Представьте, вы взяли ковровую вертикальную раму, положили ее горизонтально, а дальше-то что? Чтобы из простой рамы сделать ткацкий станок, его надо механизировать. Сделать из него фактически машину! Добавить товарный вал, навойный круг, приспособить тормозной рычаг, батанный брусок, коленный вал, проступной рычаг. И это далеко не полный перечень.

Зачем всё это нужно? Что бы ткать, конечно! И много ткать.
Механизация ручного ткацкого стана, надо сказать началась давным-давно. Она была просто жизненно необходима для ускорения процесса изготовления тканей.
На ткацких механических станках, кстати, можно соткать и некоторые типы ковров. Заметьте! Ковры, сотканные на механических станках, называются тканными. В отличии от ковров, изготовленных без помощи ткацкой механики, их, между прочим, принято называть вязанные ковры.
Но если спросить ковровых дел мастера: «ты вяжешь свой ковер?», он ответит: «я свой ковер тку!»)).
А как обстоят дела с усовершенствованием вертикальной ковровой рамы? Если честно, особо никак. Она как была, так и осталась простой устойчивой архаичной конструкцией – обычной рамой. С некоторыми своими хитростями. И всё.
А почему?
Задачи стояли другие перед коврами, вот, наверное, почему. Всё-таки ковры представляют из себя прочные, тяжелые многоцветные ткани с гладкой или ворсовой поверхностью.
Ковры тяготеют к крупным формам, к масштабности и эпичности.
Это своего рода монументальное искусство в текстиле.

И да! Изготовление ковров по-прежнему связано с огромными затратами времени и труда. Чтобы создать ковер, важно иметь не только художественное чутье, но и понимать во всех деталях саму технологию изготовления. А технология завязана в буквально смысле на руках.
Но путь это не пугает). Создать небольшой коврик способен абсолютно каждый. Разумеется, если проявит к этому интерес. Рама специальная на первых этапах даже не понадобится. И не надо никаких, ну никаких совершенно, специальных приспособлений.

А всё почему? Да вот так, обошла крупная механизация производства древнее искусство ковроткачества. Были на то особые причины. Но об этом лучше уже в другой раз.
Так что вы теперь скажете, есть разница между ткачеством и ковроткачеством?
На ковровую тему еще можно найти здесь https://altayazia.ru/kover-na-vse-vremena/
и тут https://altayazia.ru/obraz-kovra/
Много подробней есть также в нашей группе Ковротворчество
Творческого настроения!
Марианна Яцышина