Три Хранительницы. Уч — Энэ

Мать Умай! Мать Огня!

Ты вольна сделать облако белым

И согреть его, сделавши красным!

Днем о нас Ты заботишься любишь,

Ночью нас охранять ты стремишься!

Из обращения к Матери — Хозяйке Огня

Н.Ф. Катанов Шаманские песнопения сибирских тюрков. Записи 1878-1892 годов. Поэтические переводы Анатолия Преловского

 

Три образа соединены единым замыслом.

Три имени произнесены на языке ковра.

Три Хранительницы запечатлены в символичных образах.

Три ковровые работы объединенные в триптих под названием «Уч- Энэ».

Триптих «Уч — Энэ» состоит из работ сделанных последовательно в течении пяти лет в общей сложности.

Сейчас эти три вещи существует отдельно. Но они связаны прочной нитью единой основы. Соединены общим замыслом. Необходимостью выразить на языке ковра почтение Великой Матери, известной а Азии под тремя именам. «Уч» это «три». Все три имени заканчиваются именно высоким понятием «Энэ» — «Мать».

Вот эти имена: Умай-Энэ — Мать всех существ, От-Энэ — Мать Огня, Ак-Энэ — Священная Белая Мать.

 

Центральная часть триптиха  Ак — Энэ.

Размер работы «Ак-Энэ»: 120 х 100 см.

Техника: ворс, килим, сумахи, гобелен

Материал основы: хлопок

Материал утка: шерсть, хлопок, лен, шелк

Материал в оформлении: горный хрусталь, ракушки каури, фрагменты морских раковин, х.б.шнур.

Рама из березовой древесины выполнена В.Н. Лихачевым.

 

x_74385775
Начало работы. Фото: Игорь Хайтман

 

Здесь Священная Белая Мать появляется в ипостаси хранительницы Белой Горы. Она правительница Верхнего мира. «Ак» — светлый, святой, белый, «Энэ» — «мать».

Ак Энэ дарует жизнь всем живым существам. Ак-Энэ хранительница священной, уходящей вершиной в Верхний мир горы Сумер, связанной в мифологии с созвездием Уч-Мыйгак (Орион). По одной из легенд, Ак-Энэ обитает в первичном океане.

 

За работой над Ак-Энэ Фото: Александр Прохорычев
За работой над Ак-Энэ Фото: Александр Прохорычев

 

Она изображена посреди гор и вод, Ее главных мест обитания. Над головой Богини трехглавая вершина мировой горы Сумер. Ак-Энэ окружают цветы и птицы и украшают сакральные ракушки каури. Каури символизирует плодородие, выражают женский принцип.

В образе Ак-Энэ прослеживается идея движения снизу верх, прорастающие цветочные композиции со змееподобными элементами олицетворяют плодородные силы Земли. Композиционные элементы из морских раковин сверху и снизу возвращают нас к идее мирового океана. Горный хрусталь, который украшает лоб Ак-Энэ символизирует проникновение Ее взгляда во все миры.

 

Фрагмент панно Ак -Энэ
Фрагмент панно Ак -Энэ

 

Каждый элемент в этой работе имеет знаковую принадлежность к древнейшему представлению о троичности мироздания — мирах надземном, земном и подземном. Высший мир на орнаментальном языке это звезды, птицы, солярные знаки, спирали, цветочные розетки. Средний, земной мир это деревья, млекопитающие животные, цветы, растущие на стеблях. Нижний мир – корни растений, змеи, рыбы. Все сотканные элементы выражают имеют свое значение.

Цвета символически подчеркивают различные функции миров. Белый, синий, золотой выражают идею верхнего мира. Красный, зеленый, бежевый имеют отношение к среднему миру. Коричневый,густо красный,черный – цвета близкие к нижнему миру.

 

Центральная часть триптиха Три Хранительницы
Центральная часть триптиха Три Хранительницы

 

Важная деталь, использованная в оформлении панно, это рама естественного светлого оттенка, сделанная из березовой древесины. Береза — дерево посвященное Ак-Энэ. Береза особо почитается на Алтае, являясь символом святости и чистоты. Она неизменная участница практически всех алтайских молений и подношений.

 

Вторая работа посвящена Матери-Огню и носит ее имя «От-Энэ».

 

Размер работы «От-Энэ»: 65 х 80 см

Техника: ворс, килим, сумахи, гобелен

Материал основы: хлопок

Материал утка: шерсть, хлопок

Материал в оформлении выполнен В.Н. Лихачевым из  красного дерева.

От-Энэ является благословенным и светлым Божеством. По легендам Она считается посредником между человеком, духами и божествами. Огонь по представлению народов Северной Азии является женским началом, культ которого находился в руках женщины. Корни этого почитания обнаруживается в глубокой древности.

Известно,что скифы особо чтили Богиню огня — Табити, считая Её своей покровительницей и защитницей.В алтайской мифологии можно видеть продолжение почитания Табити, но уже в образе От-Энэ. Её представляли как хозяйку трехгранного очага с украшениями на голове, одетую в нарядные одежды. К ней обращали многочисленные благопожелания с просьбой о защите детей, покровительницей которых она считалась. В качестве жертвы От-Энэ, кропили молоком и чаем огонь в очаге.

 

Центральная часть панно От-Энэ
Центральная часть панно От-Энэ

 

В этом ковре используется стилистика индо-иранского периода на Алтае. Именно этот период славен великолепными находками в вечной курганной мерзлоте. Ковер «От-Энэ» — это знак почтения самому древнему в мире Пазырыкскому ворсовому ковру. Элементы Пазырыкского ковра, такие как восьмиконечные цветочные розетки, символы женского начала, можно видеть на углах центральной композиции.

 

Панно От-Энэ
Панно От-Энэ

 

Так же в этой работе вспоминается сюжет замечательного войлочного ковра с сюжетом предстояния вождя перед богиней, который стал известен благодаря Пазырыкским курганам. В центральной части работы, справа и слева можно видеть фигуры всадника и богини.

 

Богиня на троне с ветвью Древа Жизни. Фрагмент войлочного ковра из Пазырыксого кургана
Богиня на троне с ветвью Древа Жизни. Фрагмент войлочного ковра из Пазырыксого кургана

 

ковры (170)
Фрагмент панно От-Энэ

 

Основная фигура композиции, это Табити — От-Энэ. Она изображена с поднятыми вверх руками символизируя свою проявленность во всем сущем. Олени и птицы завершают сюжетный ряд, подчеркивая стилистическую преемственность образов скифской эпохи. последующими жителями Алтая. Цветовая гамма коврового панно От-Энэ выполнена в огненных оттенках. В триптихе это наиболее теплая по колориту работа.

 

триптих Три Хранительницы автор М. Яцышина (14)
Автор рассказывает о панно От-Энэ. Фото: Александр Прохорычев

 

Третья часть триптиха «Уч-Энэ» посвящена Умай-Энэ.

 

Размер работы «Умай-Энэ»: 70 х 100 см

Техника: ворс, килим, сумахи, гобелен

Материал основы: хлопок

Материал утка: шерсть, хлопок

Материал в оформлении выполнен В.Н. Лихачевым из  красного дерева.

Умай-Энэ покровительствует всему живому, является Матерью всех матерей. Она олицетворяет материнство, милосердие и доброту. Считается, что Умай старается умиротворять людей, дарить всему живому хорошее потомство и процветание, а людям радость и любовь друг к другу. Древние тюрки и их потомки современные алтайцы продолжают и по сей день чтить Мать Умай.

Центральная часть композиции заключена в большой распускающийся цветок, который в свою очередь расположен на еще большей форме гранатового цвета. Симметрично расположенные фигуры уравновешивают всю композицию. Если посмотреть внимательно, то вся центральная часть ковра расположена как бы на трёх напоминающих рыбы фигурах. В космогонических алтайских мифах Землю на своих спинах держат три гигантские рыбы.

 

Панно Умай-Энэ
Панно Умай-Энэ

 

Умай Энэ в этом ковровом пространстве — ствол Древа Жизни вокруг которой оживает мир. Над её головой распускается солнечный цветок. Под Ее ногами бутоны, у груди Она держит золотое яйцо, символ зарождения жизни. Перед ней застыли в почтении белые олени, голуби и горные бараны.

 

Центральная часть панно с фигурой Умай Энэ
Центральная часть панно с фигурой Умай Энэ

 

Центральная часть ковра заключена в большой распускающийся небесно-синий цветок, который в свою очередь расположен на причудливой форме красного цвета — цвета проявленной жизни. Это символически земля, которая плывет на трех гигантских рыбах. Вокруг плещутся волны мирового океана.

Хвосты мифических рыб располагаются внизу ковра, а по их спинам скользят два белых лебедя времени – прошлое и будущее. Красный, золотой и белый — цвета Умай, синий — цвет Её Супруга Тенгри. Деревянные детали, использованные в оформлении панно, направляют внимание к символу Древа Жизни на которое нанизаны судьбы всех наших предков и потомков.

 

Панно Умай-Энэ
Панно Умай-Энэ

 

Взгляд, скользящий по ковру,  улавливает вначале каждый образ по отдельности. И только потом всё выстраивается в единую символическую картину, в этом и заключается сказка ковра.

Сюжет многослоен, он подобно манускрипту, написан на почти забытом языке легенд и мифов.

 

триптих Три Хранительницы автор М. Яцышина (13)
Рассказываю о работе Умай-Энэ. Фото: Александр Прохорычев

 

Три образа соединенны единым замыслом.

Три имени на языке ковра.

 

фрагмент панно Ак-Энэ
фрагмент панно Ак-Энэ

 

Посмотреть мои работы в другой технике можно здесь

Подробнее пишу об Умай-Энэ тут

В целом о ковроткачестве рассказываю здесь

Марианна Яцышина

Поделиться записью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Меню