Алтай глазами Закира это именно тот Алтай, который можно непрестанно открывать, как любимую книгу.
Алтай на фотографиях у каждого проявляется свой, неповторимый, другой. Свои тона и ракурсы, свои настроения и композиции.
Несказанно интересны люди, которые умеют делиться вместе с фотографией своей душевной глубиной. Каким-то невообразимым способом они передают через камеру дыхание и пульс. Не свои лишь. Пульсацию живого пространства.
Большой радостью было для меня познакомится с работами Закира Умарова.
К фотографии я пришёл как-то внезапно, осознав, что это замечательный способ дать толчок внутреннему художнику. Такой художник есть в каждом, иначе человек не был бы так чуток к ускользающей красоте мира.
Фотоаппарат — это всего лишь кисточка художника. И замечу, что это феноменальная кисточка.
Когда Рабиндранат Тагор, один из самых великих поэтов всех времен, лежал на смертном ложе, его друг который был, очень религиозен, сказал: «Молись Богу, чтоб это была твоя последняя жизнь, ты должен быть освобождён».
Поэт открыл свои глаза… последние его секунды, но он рассердился.
Тагор ответил: «Замолчи! Я взываю к Богу: моя жизнь была таким прекрасным подарком для меня, и я очень тебя прошу дать мне её снова.
Я хотел бы возвратиться, чтобы видеть восход солнца, закат, звёздную ночь, цветы, парящую птицу, зелёные деревья, твои реки, твои горы, твоих людей…
Я хотел бы возвращаться снова, снова и снова. Это настолько велико и неистощимо.
Понимаю его, как родную душу..
.
— Закир, Вы сказали, что фотоаппарат — это всего лишь кисточка для художника. Вы с помощью этой кисточки передаете именно свое восприятие Природы или стремитесь показать ее словно в зеркале отражение, максимально отстраняясь от себя?
— У меня есть свой способ смотреть на мир вокруг, это уже точно, но я ничего не создаю, все уже создано Природой, Бытием, Творцом, кому как угодно называть Его… Я всего лишь хороший проводник, честно.
Говорят, что Рабиндранат Тагор чуть не плакал, когда ему месяцами не приходило вдохновение, под которыми он творил свои поэтические строки, полные мистической красоты. Он считал, что он всего лишь Его проводник.
А когда его настигала волна, он мог уронить чашку чая из рук и после этого стремительно исчезал в своих покоях на некоторое время, иногда на несколько дней.
И никто не смел его беспокоить из близких в это время, пока он писал свои стихи. И по свидетельству очевидцев, когда он наконец-то покидал свои покои, его лицо светилось от какого-то неземного отблеска. Позже свечение исчезало…
Так вот, мне кажется, что только прилично владея словом, кистью или фотоаппаратом, можно стать хорошим проводником.
В противном случае, ты можешь также радоваться и созерцать красоту, фиксирую ее лишь в своем сознании, но страшного в этом ничего нет, ибо радость моя как фотографа ничем не отличается от радости обычного созерцателя.
Хотя фотографирование развивает более тонкий вкус к красоте, ты начинаешь видеть нюансы и детали…
— Вы помните свои ощущения, когда впервые попали на Алтай? И насколько они отличаются от сегодняшних?
— Я закончил НГУ по специальности “Геология”, потому наша первая практика проходила на Куяхтанаре (Кош-Агачский район Горного Алтая) в 1989 году , где я впервые и познакомился с Алтаем.
Конечно я был тогда впечатлен ландшафтами Алтая, но любовь пришла к нему спустя многие годы.
Хотя фоном он как-то постоянно присутствовал в моей жизни: многие геологи увлекались рафтингом и спелеологией, потому все время слышал о тех или иных приключениях своих друзей по Алтаю.
Сам я плотно стал ездить туда лишь в 2004 году, а фотографировать его стал с 2006 года… Чем больше езжу, тем больше красоты открывается… Эта любовь обоюдна, как мне кажется…
— Если, как Вы говорили, человеку свойственна чуткость к ускользающей красоте мира, то отчего наша Земля так изуродована людскими руками? Куда ускользает от человека красота?
— Есть такая известная индейская притча о том, что в каждом человеке идет борьба двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь! Так и мне кажется, что есть эта чуткость к красоте природы в любом человеке, каков бы он ни был, просто этого волка могут не кормить…
Мне очень неприятно видеть, как человек загрязняет все вокруг себя на Алтае: берега рек, стоянки, леса и воды…
И пока мы не начнем сами следить за собой, пока мы не начнем прививать это мышление своим детям – ничего не изменится и победит “плохой волк”.
Хотя мне, как бывшему геологу, понятно, что в рамках планеты Земля и геологического времяисчисления, человек – всего лишь пылинка на Земле.
Существование, а с ней и присущая ей красота. настолько безмерно и бесконечно, что оно будет и тогда, когда нас не станет.
Печально за людей, но это так…
Помните у Х.Р. Хименеса строки:
…И я уйду.
А птица будет петь, как пела,
и будет сад, и дерево в саду,
и мой колодец белый.
На склоне дня, прозрачен и спокоен,
замрет закат, и вспомнят про меня
колокола окрестных колоколен.
С годами будет улица иной;
кого любил я, тех уже не станет,
и в сад мой за беленою стеной,
тоскуя, только тень моя заглянет…
И я уйду; один — без никого,
Без вечеров, без утренней капели
и белого колодца моего…
А птицы будут петь и петь, как пели…
— Как бы Вы охарактеризовали Алтай, каково его звучание, на Ваш взгляд?
— Я не хвалю Алтай просто так… Когда меня спрашивают о нем, мне не хватает слов. Порою ничего не хочется никому говорить, кроме как совета туда поехать и не раз.
Алтай манит своего гостя спустя лишь время…
Помню, как выдающийся советский фотограф Вадим Гиппенрейтер как-то написал про Байкал что-то вроде такого: “Жил в палатке несколько дней на берегу и ничего не снял”…
У меня примерно такое же было состояние на Байкале: смотрю на него и понимаю, что это огромная Вселенная! Что тут надо прожить немало времени, прежде чем что-то снимать –настолько велика его сила и мощь!
У меня сложилось после трех поездок в Монголию впечатление от нее как от инопланетного пространства, Тибет впечатлил невероятным небом и горами, от которым веет близостью к космосу и некой враждебностью к человеку, Хакасия – это вообще отдельная мистическая история!
Бывал я и на Камчатке, Средней Азии, на северах нашей родины, но есть одно место, которое я ощущаю как дружественное — это Алтай. Без него просто становится плохо…
Как в строках алтайского поэта Бориса Укачина:
Когда со мной ты был, мой друг,
Так реки весело звенели,
И горы так светло синели…
Но вот уехал ты, мой друг,
И мнится мне, что реки – плачут,
И горы хмурые маячат.
Как будто грусть, как я, не прячут –
Когда уехал ты, мой друг…
Нигде и никогда не оставляет меня сознание вечного круговорота бытия: хрупкого рождения и расцвета всего, что вокруг меня и следующей вслед за этим неизбежной гибели чарующей земной красоты, вызывающей мое восхищение… Все смешалось в этом мире в одно целое и безмерное!
Закир Умаров
На превью фото Закира Умарова.
Посмотрите его фотографии здесь.
Еще об удивительных художниках Алтая